Около недели назад один из пользователей популярного развлекательного портала «Pikabu» опубликовал фотографию упаковки из девяти яиц, а в комментарии к снимку написал «Девяток яиц, пожалуйста». Он стал вирусным и тут же облетел соцсети.
Вскоре к дискуссии подключились федеральные СМИ, которые со свойственной им серьёзностью «подтянули» экспертов и начали выдвигать различные версии – мол, бизнес готовится к ожидаемому подорожанию из-за повышения налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %. А три дня спустя новость про «девять яиц» оказалась в топе «Яндекс Новостей». Шутки сменились тревогой, а тревога – паникой. Пропавшее яйцо стало официальным символом грядущего экономического кризиса, отмечает «Комсомольская правда».
Журналисты пообщались с представителем птицефабрики «Вараксино» из Удмуртии, которая и выпускает ставший знаменитым «девяток». Там рассказали, что такая упаковка производится компанией «Hartmann» и является достаточно распространённой в Европе.
- В этой расфасовке яйца продаются (в России – прим. «КП») уже с марта прошлого года. В ассортименте птицефабрики есть продукция, которая упаковывается в кассеты по 6, 8, 9, 12, 20 и 30 штук. На стоимости продукции упаковочное решение не отразилось. В течение всего 2018-го года цена на данную позицию не поднималась и находилась на фиксированном уровне, – пояснили корреспонденту издания.
Попутно интернет-пользователи стали делиться и другими примерами «недостачи» и «недолива». Как выяснилось, многие продукты тоже значительно «потеряли» в весе. По словам хорошо известного в республике экономиста и бизнес-аналитика Андрея Ринчино, сегодня в России расцветает такое экономическое явление как шринкфляция (от английского to shrink – «сжиматься» и inflation («инфляция) – то есть снижение качества и/или веса продукта без уменьшения цены.
- Такой процесс очень выгоден и властям (цены-то не растут и инфляция нулевая), и недобросовестным производителям, хотя у последних не такой уж большой выбор, – написал Андрей Ринчино на своей страничке в Facebook. – Основная причина – отнюдь не заговор зарвавшихся торгашей (правда, без этого тоже не обошлось), а обвальное снижение покупательной способности населения, массовое снижение доходов и одновременный галопирующий рост цен. То есть если не уменьшать количество и не ухудшать качество, большинство продуктов повседневного спроса просто никто не сможет покупать. А это чревато социальными потрясениями и революциями, что, собственно, неоднократно случалось в истории нашей и других стран. Например, толчком русской революции 1905-го года послужили, как мы знаем, трудности с хлебом в Петрограде.
Шринкфляция хлеба и сыра, а также лекарств и бензина, по словам экономиста, началась «уже достаточно давно».
- Вес буханки тот же, но ежегодно снижается качество муки. Сейчас это повсеместно кормовая мука, а «качество» нагоняется химическими добавками. Про сыр и так все знают – пальмовое масло, Карл! Медикаменты и бензин в половине случаев также представляют собой большой или малый фальсификат, – подчеркнул он. – Но вот добрались и до веса. Яиц теперь не десять, а девять. В пачке масла не 200, а 180 или 150 граммов. Фруктовый сок «сжался» с 0,5 до 0,485 литра, молоко – с 1 до 0,95. Сметана – с 350 в 2013-м до 330 граммов в 2016-м и, наконец, до 315 в 2018-м году.
Эксперт привёл и другие примеры. Так, пиво в банках стали продавать объёмом не 0,5, а 0,45 л, а вместо упаковок майонеза по 450 граммов теперь встречаются по 400.
- Проездной в московском метро не на 60 поездок, а на 47. И так далее и тому подобное. Короче, самое время помочь Венесуэле, – резюмировал Андрей Ринчино.
Между тем уловка с уменьшением объёма упаковки возникла не сегодня. Производители планомерно делают это уже четыре года, но ни сахар по 900 граммов вместо килограмма, ни сок по 0,485 вместо полулитра никого не возмутили – ровно как и водка крепостью 39 градусов, которая уже давно появилась в продаже, отмечает «КП».
По мнению экспертов, яйцо оказалось просто поводом, последней каплей для вброса общественного напряжения. В Бурятии скандальных «девятков» на магазинных полках пока не наблюдается, а вот остальные продукты и в самом деле «недовешивают», в один голос твердят пользователи соцсетей. Тем временем председатель думского комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Михаил Дегтярёв предложил главе Минпромторга Денису Мантурову ввести единый стандарт фасовки продуктов. Депутат выступил с этой инициативой после того, как россияне обратили внимание на упаковки яиц по девять штук вместо привычного «десятка», подчёркивает «Znak.com».