Предпринимателям из КНР, возможно, запретят скупать древесину в Сибири и на Дальнем Востоке. С таким предложением выступил в Совете Федерации глава федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иван Валентик. По его мнению, деятельность китайских бизнесменов способствует незаконной вырубке зелёных насаждений. А потому в Лесном кодексе необходимо прописать единый порядок работы пунктов приёма и отгрузки древесины. Пока это полномочия регионов.
- Где-то это сделано, где-то сделано недостаточно, где-то вообще не сделано, – Порядок должен быть единым, очень жёстким, чтобы китайские предприниматели не могли скупать лесопродукцию у людей, – цитирует Валентика РИА Новости.
Эти пункты, организованные бизнесменами из КНР, стали масштабной проблемой, считает глава Рослесхоза: именно там предприниматели скупают незаконно срубленный лес у граждан и легализуют его путём частичной переработки.
После выступления Ивана Валентика председатель Совфеда Валентина Матвиенко обрушилась на него с критикой, пишет сайт РБК.
- За восемь лет вашей работы я могу поставить вам «неуд» за результаты», – возмутилась она. – У нас каждая бутылка водки – ясно, где она была произведена и куда поступила на реализацию. Почему такого порядка нет в сфере оборота древесины? Видимо, не было заинтересованности в наведении порядка.
По итогам заседания Совет Федерации принял заявление об усилении контроля за оборотом древесины. Сенаторы решили, что будут возвращаться к теме «чёрных лесорубов» каждые полгода, сообщает издание.
Минувшей осенью по этому поводу высказывался глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Он пригрозил полным запретом на экспорт древесины в КНР, пока в этой области не будет наведён порядок. По данным информационного портала chinatimber.org, специализирующегося на лесной отрасли, Россия является лидером по поставкам леса в Поднебесную. В 2017 году-м на долю РФ приходилось 30% всего китайского импорта леса. На втором месте – Новая Зеландия (13,8%), на третьем – Австралия (9,9%).
«Китайское» нашествие не обошло стороной и Бурятию. Напомним, минувшей весной жители республики взбунтовались против передачи закаменских лесов компании «МТК-Дженькей», которая планировала построить в республике лесоперерабатывающий комплекс за 750 миллионов рублей. К российскому рынку лесопереработки она присматривалась с 2012-го года и в итоге выбор пал на Бурятию. Сообщалось, что само предприятие расположится в Тальцах, где предприниматели из КНР на тот момент уже приобрели земельный участок, а заготовка древесины будет осуществляться на территории Закаменского района. Власти региона собирались сдать тайгу в аренду «МТК-Дженькей» аж на 49 лет. Но в итоге китайские бизнесмены были вынуждены отказаться от этой затеи.
«Навести порядок»
Вскоре на специально организованной пресс-конференции глава Бурятии Алексей Цыденов расписал проблемы лесной отрасли в республике и рассказал о мерах, которые власти предпринимают для их решения.
- Лесосека в Бурятии – 10 миллионов кубов в год, мы реально рубим 3 миллиона. При этом в основном сосну. Лиственница занимает порядка 5-6%. Организаций, которые занимаются заготовкой и переработкой древесины, у нас 1449. Из них только половина реально работает. Большая часть – это ИП, меньшая – юридические лица, – отметил Цыденов. – Есть проблемы с вывозом порубочных остатков, пожарами и восстановлением лесов.
Кроме того, он поведал о нелегальной заготовке леса в Бурятии.
- Что касается экономики, средняя цена за куб пиломатериала в Читинской области по итогам прошлого года составила порядка 128 долларов, в Иркутске – 132, а у нас в два раза меньше – 63 доллара. Это воровство, откровенное воровство и ничего другого, – заявил руководитель республики. – Серые схемы: лес продают за наличные без уплаты налогов. Нет легальной налогооблагаемой базы, нет легальной выручки у лесозаготовительных предприятий, в связи с этим они не оформляют своих работников в соответствии с законодательством. Люди ничем не защищены. Поленом придавило – человек лежит дома, это уже проблемы его семьи. Работодатель за него официально не отвечает и это уже проблема его семьи.
Так работает большинство организаций в Бурятии, добавил глава. Ни одного китайца, по его словам, там нет.
- Наша задача – навести порядок в лесу, чтобы все работали в соответствии с законодательством: очищали лес, убирали порубочные остатки, утилизировали отходы, вели лесовосстановительную работу, чтобы у всех сотрудников были официальные трудовые отношения. Мы сейчас взялись и за самих себя. Дисциплинарные взыскания пошли к лесничим, увольнения тех, кто допускает нарушения, – сообщил Алексей Цыденов.