Профессия наизнанку
10496
2

«Без клавиатуры безумно холодно рукам»

Журналисты бурятских СМИ – откровенно о своём цинизме, ворчливых читателях и о том, почему журналистика похожа на наркотик

Фото: pixabay.com

«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они покажут обратные стороны своих профессий, о которых мало кто знает. 

Читая газеты и смотря ежедневные выпуски новостей, не все люди знают, какой ценой даются журналистам их статьи и сюжеты. Мы поговорили с коллегами-журналистами из разных газет и телекомпаний и узнали их собственное мнение о своей профессии. 

СМИ – это зеркало общества. Принято ругать журналистов, что они ищут «жареные» новости. Обычно это звучит так: «Вот нет чтобы о хороших людях писать, простых тружениках!». В том-то и дело, что мы пишем. Мы ищем интересные добрые истории, хороших людей. Да я бы целыми днями только о них и писала бы, вот честно. Проблема в том, что на самом деле такие новости бОльшую часть нашей аудитории не интересуют вообще, а просмотры и горячие обсуждения собирают как раз таки материалы с тэгами «скандал», «резонанс», «убийство» и так далее. Одним словом, мы отвечаем запросам общества и пишем о том, что читают. 

Работать журналистом – легко. Если ты готов отдавать профессии 99% своего времени, спать с включенным телефоном и работать без выходных и праздников, то никаких сложностей в журналистике у тебя не будет! 

Ожидания не совпали с реальностью. Я мечтал об этой профессии с детства. Я представлял, что меня ждут модные тусовки, известные люди, бесплатные билеты на крутые мероприятия. А когда приступил непосредственно к работе, столкнулся с суровой реальностью - скучными «заседухами», бытовухой и человеческими трагедиями. Настоящая журналистика – это каждодневная рутина и титанический труд, не только умственный, но и физический. 

Некоторые думают, что журналисты только и делают, что гоняют чаи, зависают в Интернете и придумывают что-то из своей головы. Реальность куда суровее и прозаичнее. В своей работе мы сильно зависим от человеческого фактора. Респондент неожиданно «ушел в отказ» - корреспондент остался без материала. Специфические статьи часто требуют согласования и нередко – правок, что отнимает массу времени, нервов и сил. Энергия и часы, а то и дни уходят на решение чужих проблем, а на решение своих их не остается. 

Необходимо всегда быть на волне событий. Это касается не только рабочего времени, но и личного. Уходя с работы, нельзя выключить телефон и абстрагироваться. Даже находясь дома, нужно всё время следить за тем, что происходит не только у нас в республике, но и во всём мире. Важно быть в теме самых важных мировых новостей. 

Рабочий день ненормированный. Мы можем только мечтать о рабочем дне с 09:00 до 18:00. Поездки в дальние районы заставляют вставать раньше обычного и поздно приезжать домой. Какие-то срочные внезапные события могут заставить не спать ночью. И даже в выходные не всегда можно расслабиться. В эти дни нередко необходимо идти освещать какое-нибудь мероприятие. На себя и на семью времени вообще не остаётся. Молчу про праздники – такие как Новый год, 8 Марта и прочие красные дни календаря. Для нас их, как правило, не существует, вернее, наоборот – работы становится только больше. Нам нужно осветить множество праздничных мероприятий, в то время как другие отмечают дату с друзьями и родными. 

Различные ведомства не всегда тебя понимают. Казалось бы, это работа пресс-служб – быстро реагировать на запросы СМИ. Однако на деле мы бесконечно сталкиваемся с противодействием с их стороны. Зачастую кажется, что их основная задача – не работа со СМИ, а «отфутболивание». Иной раз ты можешь потратить несколько часов, а то и дней, пытаясь найти ответственного по разным ведомствам. А между тем, как правило, информация, которую мы пытаемся найти, очень срочная, важная для жителей республики. 

От большого потока информации быстро устаёшь. В конце месяца уже тошнит от текстов. Раньше моим хобби было чтение книг, и я даже сам пытался что-то писать. Но в последнее время нет ни времени, ни желания читать и писать что-то вне работы. Дома лишний раз включать ноутбук не хочется. 

Не все люди, обратившиеся к нам с проблемами, оказываются правы. Они часто обращаются с проблемами, связанными с ЖКХ, здравоохранением, земельными и трудовыми вопросами. Но иногда выясняется, что среди самих жалующихся кто-то ярый неплательщик или, например, сам не соблюдал условия договора, в связи с чем у него и противоположной стороны возник конфликт. 

Многие обращающиеся эмоционально рассказывают о своих бедах, но никак это не подтверждают. Они жалуются, но не приносят никаких документов, которые могли бы помочь в доказывании их правоты, путают даты и события, что-то умалчивают, где-то приукрашивают, из-за чего в итоге довольно сложно делать материал, запрашивать информацию в различные инстанции. Кому-то и вовсе нужно прийти и даже не ради публикации выговориться, поругать власть и управляющую компанию. А кто-то приходит с вполне конкретной целью «засудить», «посадить», попросту оговорить, при этом самостоятельно ничего не сделав, а доверив эту «важную миссию» журналисту. 

Нередко впадаю в ступор. Я не знаю, как это назвать. Скорее всего, отсутствие вдохновения или мыслей. Бывает так, что мне скоро сдавать материал, а я сижу и смотрю в пустой монитор, пытаясь собраться с мыслями. И комментарии уже собраны, и суть понятна, но всё равно не могу начать писать. Случается и такое, что статья написана и остаётся только придумать заголовок. А над ним думать можно как две минуты, так и целый час. 

Работа заставляет быть циничным. Да, нам надо писать и о неприятных вещах, брать интервью у людей, у которых произошло горе. Невозможно проносить все это через себя, поэтому абстрагируешься. И даже если ты становишься свидетелем ДТП, то первым делом бежишь не помогать людям, а снимать и фотографировать это ЧП. Я называю всё это профессиональной деформацией. 

Не раз я шёл против своих принципов. Так мы снимаем не только информационные, но и рекламные сюжеты. Как-то мне предложили дополнительный заработок – снять имиджевое видео про депутата. Мои внутренние взгляды шли вразрез с его мнениями. Но даже здесь приходится искать какие-то плюсы и говорить исключительно о преимуществах позиции депутата. 

Мы – не социальная служба. Наша цель – информировать. Но читатели об этом зачастую забывают. Да и мы, честно, не всегда об этом помним. Да, есть профессиональное выгорание, но какие-то истории просто не могут оставить равнодушным. Вот и бегает журналист, высунув язык, пытаясь собрать деньги на лечение, пишет письма бизнесменам, решая чужие проблемы, переживая, по сути, за незнакомых людей. Были случаи, когда особенно сердобольные журналисты выбивали выплаты или даже жилье своим героям. Просто за «спасибо» и за осознание, что ты не просто написал о проблеме, но и решил ее. 

Журналистика – четвертая власть. В этом тезисе только доля правды. Иногда чувство, что бьешься об стену, а властьпредержащие просто игнорируют твои вопросы. Но иногда ты добиваешься результата. 

Многим кажется, что мы купаемся в деньгах, поскольку все публикации проплачены. В этом твердо уверены зависимые чиновники и независимые блогеры, чье мнение идет вразрез с журналистским. Я уже молчу о вопросах вроде «журналист, да?», «про что пишешь?», «ух, какая клевая работа у тебя!», «а я тоже подумываю писать». Перечислять можно долго, но одно можно сказать точно: журналистика похожа на наркотик. Понимаешь, что убивает, а слезть не можешь. Необходимость получать информацию и срочно делиться ею для нашего брата как потребность дышать. А без клавиатуры безумно холодно рукам.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях