В Улан-Удэ приехали солисты Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Савва Хастаев и Аюна Базаргуруева родились и выросли в Бурятии. Последний раз они приезжали на родину со спектаклем больше четырех лет назад. В этом году артисты выйдут на сцену 26 января в опере «Аида».
Несмотря на то, что в семьях артистов никто не занимался музыкой, им удалось проникнуться красотой оперного пения. Аюна Базаргуруева очень любила петь и всегда хотела научиться играть на фортепиано.
- Мама меня в шесть лет отвела в музыкальную школу, но там сказали, что набор закончен. И она больше не пыталась меня туда устроить. В итоге в 11 классе уговорила родителей, чтобы они наняли мне репетитора. Год брала частные уроки и за это время освоила три года музыкальной школы. Поэтому, когда я поступала в музыкальное училище, у меня были элементарные знания. Потом окончила консерваторию и начала работать в театре, - поделилась воспоминаниями певица.
Родители Саввы Хастаева отдали его в музыкальную школу в детстве и не спрашивали о его желаниях.
- Честно, в детстве я не хотел ходить в музыкальную школу. Это было все из под палки, из под ремня. Если бы меня спросили, то я бы отказался. Но сейчас я понимаю, что все эти усилия, все эти слезы, пот и кровь во благо. После нее я поступил в музыкальное училище, потом в консерваторию и тоже начал работать в театре, - сказал певец.
Аюна Базаргуруева отметила, что оперное пение похоже на спорт, где нужно поддерживать физическую форму, регулировать нагрузки. Савва Хастаев в последних классах школы и в училище параллельно музыке занимался вольной борьбой.
- Мой двоюродный дедушка Баймеев Виктор Васильевич, борец и тренер. Мой младший брат занимался борьбой, а я стал ходить в секцию «Динамо». Здесь, как и в любом деле, нужно отдаваться этому с утра до ночи, чтобы достичь каких-то результатов, - добавил Савва Хастаев.
Работа в Северной столице
По словам артистов, когда они работали в театре оперы и балета в Улан-Удэ, то не мечтали устроиться куда-то еще.
- Мы здесь работали, потом приехала постановочная группа из Мариинского театра, и нам очень понравилось с ними работать. Им, наверное, тоже. И так получилось, что нам предложили работу в Северной столице, - сказал Хастаев.
Артисты отметили, что в работники «Мариинки» со стажем знают легендарных бурятских оперных певцов, многие из которых учились в Санкт-Петербургской консерватории. Поэтому бурятская школа вокала, режиссуры и музыки ведет свои корни из Северной столицы.
- Мы постоянно слышим очень лестные отзывы о бурятских певцах прошлого. До сих пор вспоминают Галину Шойдагбаеву, Дугаржапа Дашиева, хотя они пели в 80-х годах, один раз приезжали. Валентину Цыдыпову вспоминают, они знают Улан-Удэ и Бурятию. Нам от этого легче, мы идем как по проторенной тропе, но тоже стараемся держать марку, - сказал Савва Хастаев.
Новые партнеры, разные репетиции
Буквально перед нашим интервью у артистов проходила репетиция оперы «Аида», чтобы вспомнить партии и ввести новых партнеров.
- Есть предпремьерные репетиции, когда новый спектакль вводится в театр. Сначала певцы учат партии, а затем встречаются с режиссером, который всех расставляет, объясняет, рассказывает свой замысел, что он хочет сделать. Подготовка к выпуску спектакля - очень серьезный и кропотливый труд. И премьера это праздник для театра, одно из самых главных событий. А есть репетиции, когда спектакль есть в репертуаре театра и уже была премьера. На ней что-то корректируют, улучшают или вводят нового человека. И сегодня у нас была репетиция второго плана, - рассказывает бурятский тенор.
По словам Аюны Базаргуруевы, спектакль является синтезом артистов, хора, оркестра, поэтому от каждого звена зависит успех оперы.
- Гастроли и работа с новыми партнерами, оркестром – это интересно. Например, я приезжаю в другой город и нужно играть «Аиду». Там другая партнерша, я с ней должен на сцене пережить любовь, скандалы, ссоры и смерть. Я должен сопереживать, чтобы сопереживал зритель, поэтому, наверное, театр такой желанный для нас и для хорошей публики, - отметил Савва Хастаев.
Одна из ярчайших жемчужин театра
По словам певцов, спектакль «Аида» очень редко показывают в Улан-Удэ, потому что не каждый театр может позволить себе поставить такую оперу.
- «Аида» очень редко идет в Улан-Удэ, а это одна из вершин оперного творчества итальянского композитора Джузеппе Верди. Здесь уровень спектакля очень высокий, потому что его поставили профессионалы высочайшего уровня из Мариинского театра. Поэтому «Аида» - одна из ярчайших жемчужин в репертуаре нашего оперного театра, - уверен Савва Хастаев.
В постановке задействовано много певцов, декораций и костюмов, поэтому любому театру приходится привлекать все свои ресурсы, чтобы держать в репертуаре этот спектакль.
- Помню, когда была премьера «Аиды» в 2013 году, специально приглашали атлетов, которые с голым торсом ходили по сцене. Мы очень рады, что нас вновь позвали спеть в этом спектакле, - отметила Аюна Базаргуруева.
Опера «Аида» пройдет 26 января в 17:00 в Бурятском государственном театре оперы и балета.
Знак информационной продукции 12+.
Справка infpol.ru
Аюна Базаргуруева – солистка Мариинского театра с 2014 года, сопрано. Дипломант I Всероссийского музыкального конкурса (2010), лауреат международного конкурса «Сompetizione dell`opera» (2012), лауреат IV международного конкурса молодых оперных певцов им.Михайлова (Калуга, 2014). Обучалась в Новосибирской государственной консерватории им.М.И. Глинки, окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им.Римского-Корсакова в 2009 году.
Савва Хастаев – солист Мариинского театра с 2014 года, тенор. Лауреат I Международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» (Краснодар, 2014, II премия), лауреат IV Международного конкурса молодых оперных певцов им.Максима Михайлова (Калуга, 2014, II премия). Обучался как хоровой дирижер в музыкальном училище им.П.И.Чайковского и в училище при Московской консерватории. Окончил вокальный факультет Московской государственной консерватории. В период обучения в консерватории гастролировал с сольными концертными программами в Германии, Аргентине, Украине, США, Швейцарии и России.