буддизм
6709
1

«Споры никогда не приведут к истине»

Эксклюзивное интервью с монахом южного буддизма

Фото: личный архив героя публикации

Этого буддийского монаха невозможно не заметить даже российским буддистам, привыкшим к ламам. Потому что Ананда одет так, как выглядят монахи в странах Юго-Восточной Азии. Но и там он явно выделяется своим высоким ростом и крепким телосложением. Мы не могли упустить случай, чтобы не познакомиться с россиянином, который стал монахом в далекой Шри Ланке. 

Появилась редкая возможность узнать непосредственно от монаха южного буддизма, в чем особенность его школы Тхеравады, и сравнить ее с тибетской школой. Сначала мы попытались понять, что же толкнуло калмыка, чей народ исторически исповедует школу северного буддизма, уйти в южный? 

- Я родился и вырос в Элисте. Окончил среднюю школу с серебряной медалью. Затем долгое время учился в «керосинке» - РГУНГ им. Губкина. Правда, диплом получил в филиале Таганрогского радиотехнического университета, - начинает мой собеседник. 

Это типичная для рожденного в СССР биография. Поэтому я прошу его по бурятской традиции дополнить рассказом о своем роде. И тут начинаются интересные подробности. Оказывается, род Ананды с Волги, из поселка под названием Табун Арал. Так исказили словосочетание «Тавн арл» - пять островов. Этот поселок находится в 20 км от Хошудского хурула (храма), построенного в честь победы в войне с Наполеоном. Сам род называется Эркетен. 

- Деда моего мальчишкой взяли в манджики (послушники) при этом хуруле. Но он сбежал, угнав лодку. Однако народ его звал Манж в память об этом, - вспоминает семейные предания Ананда. - Родоначальник моей ветви Ончхан Джиргал (Жаргал по-бурятски) был нойоном, одним из участников войны с Наполеоном. Ему приписывается первоначальное авторство песни «Сөм хамрта парнцс», ставшей народной. 

«Горбоносый француз»

К сожалению, в Бурятии мало знают о том, что братья-калмыки героически сражались в Отечественной войне 1812 года. Об этом даже сохранилась протяжная песня «Сөм хамрта парнцс», что переводится как «Горбоносый француз». 

1. Сөм хамрта парнцслань / С французами в «пядь» носами,

Сөрглдн бәәҗ чавчлдлав. / Отгоняя, рубился.

Чавчлдн гиҗ чавчлдсн угав, / Рубился не ради рубки,

Әмнәннь арһд чавчлдлав. / Ради жизни своей рубился.

2. Төгрг цаһан нууриг / Вокруг светлого озера

Төгәлн йовҗ чавчлдлав./ Кружась, рубился.

Чавчлдн гиҗ чавчлдсн угав, / Рубился не ради рубки,

Әрәсәннь төлә чавчлдлав / Ради России рубился.

3. Маштг бор мөрнь / Низкорослый сивко

Маля дахҗ цемшнә, / Гарцует, вслед за плетью

Мана нойн Җууҗа / Наш нойон Жуужа

Моску темцәд мөрлнә./ За Москву стремится.

 

4. Тасрха гүүдлтә борнь / Лошадь с отрывистым бегом

Тагтын амар цемшнә, / Гарцует на въезде на мост,

Тавн түмн парнцсиг / Пятьдесят тысяч французов

Тагтын амнд чавчий./ У моста давай рубить.

 

5. Моңхг болсн парнцс / Неразумные французы

Моску балһс иднә, / Захватили Москву.

Мана нойн Җууҗа / Наш нойон Жуужа

Маниһән яһтха гилә? / Что нам делать – думал.

 

6. Богдд күрн үкнә, / Достигнув Буда?(пешта) умирает,

Богшурһа мет ниснә, / Словно воробей летает,

Борлад ирсн парнцсиг / Сгустившихся французов

Болдан моктл чавчий. / Руби, пока не затупятся мечи.

 

7. Оһтр хар парнцсла / С короткими черными французами,

Орсиг харсҗ чавчлдна, / Защищая русских, рубились,

Орсиг харсҗ чавчлдхнь / Защищая русских, рубились

Оньдин төвкнүн болтха! / Ради будущего мира! 

Нельзя резать животных

Но родители Ананды были последователями советского атеизма. 

- Хотя, конечно, старались соблюдать и традиции в силу привычки. Это празднование «Зула», «продление жизни» и прочее. В роду были монахи, но я не знаю, кто. Отец никогда не интересовался, как и я, собственно, но старики говорили, что были. Одна из моих наһц ээҗ (бабушка по маме) сразу после осмотра меня новорожденным сказала родителям, что мне нельзя животных резать ни в коем случае, что одежда у меня должна быть только красного или желтого цвета, то есть монашеская, - рассказывает мой собеседник. 

- То есть вы не стали учиться на ламу в хурулах, где проповедуют северный буддизм. В любом случае вы росли в среде, где все пронизано духом тибетской школы Гелуг.  Почему же ваш выбор пал на далекий от калмыков исторически южный буддизм, точнее Тхераваду? 

- Я хотел пойти учиться на гелонга в наш хурул - «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Я изучал нашу традицию, через нашу письменность тодорхой үзүг. Но мне сказали, что уже отправили группу на обучение в Индию. Если хочешь, можешь подождать следующую, но когда это будет конкретно - не сказали... Однако я не перестал изучать буддизм и впоследствии познакомился с традицией Тхеравады. 

- Давайте кратко и доступно для обычных читателей поясним, что такое Тхеравада. 

- После ухода в нирвану исторического Будды Шакьямуни его учение не смогло преодолеть кастовость в родной Индии и начало распространяться на юг, восток и даже запад, например греко-бактрийский буддизм. Это неизбежно привело к появлению разных школ буддизма, которые условно делят на два направления. Это Махаяна - «большая колесница», распространилась в основном в Тибете, оттуда в Монголии, Китае, Корее, Японии. И Хинаяна - «малая колесница», стала практиковаться в Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, на юге Вьетнама. 

- Причем последователи Хинаяны, куда относится Тхеравада, считают оскорбительным название их школы «малая колесница». И даже просят употреблять вместо термина «Хинаяна» «Тхеравада». Что в этом оскорбительного? Ведь это название передает суть направления, по которому только малая часть людей, только монахи архаты могут достичь нирваны? 

- Давайте начнем с того, что на одной из первых буддийских конференций постановили не использовать термин «малая колесница» по отношению к Тхераваде. К тому же, с точки зрения Махаяны, Хинаяна, к которой ошибочно относят Тхераваду, есть некий такой «заблуждающийся» буддизм и наоборот. Это прямо написано в «Ламриме» основателя тибетской школы Гелуг Цонкапы. Нужно понимать, что ищущий различия обязательно их найдет. Мы же должны искать истину. Их 4 истины Благородных в буддизме. А вот сам вопрос, есть ли истина в том или ином учении, дело практики и веры, веры и практики. Поэтому, на мой взгляд, практичнее придерживаться своей традиции. Но если она не дает должного результата (плода учения), тогда стоит взяться за изучение другого учения и поиски отличий. А так будут только множиться разногласия и споры, которые никогда не приведут к истине. А если говорить о частностях, то там будет следующий ответ: «Я верю, что вот так правильно, вот это истинно, а это неправильно и не истинно». Что опять-таки не есть ни хорошо, ни плохо. В конце концов, каждый сам для себя решает, какой позиции придерживаться и придерживаться ли вообще. 

- Получается, что вы не стали придерживаться буддийской традиции монголов, потому что она не дала вам результатов. Вы поэтому перешли в Тхераваду? 

- По сути, не то, чтобы она не давала результатов, скорее, она не давала удовлетворивших бы меня ответов на интересующие вопросы. Коих было много. Например, почему мы зовём себя буддистами, но постоянно ссылаемся на слова, безусловно, великих философов своего времени, таких как Нагарджуна или Цонкапа, и крайне редко на слова самого Будды? Ведь Будда всеблагой, всесовершенный, более достойного для почитания объекта быть не может. Именно поэтому он является драгоценностью - эрдэни. 

Или почему мы, признавая себя больными, стремимся к тому, чтобы помочь как можно большему числу живых существ? Но при всем при том считаем путь достижения просветления за одну жизнь (т.е. быстрое выздоровление) эгоистичным, недостойным и невозможным. Отсюда название «хинаяна» или «недостойная колесница», а не маленькая, как нас пытаются убедить. На мой взгляд, здоровый человек может принести больше блага, нежели больной. К тому же в лечении, на мой взгляд, может статься так, что чем больше рецептов, тем лучше. 

Или, например, огромное количество ритуалов и многое другое, отнимающие уйму времени, которое можно было бы потратить на практику. Я получил ответы на все эти и другие вопросы, но они не смогли меня переубедить. И все же  на моё окончательное решение повлияли слова Далай-ламы на одном из его учений для русскоговорящих о том, что если вы хотите серьёзно изучать буддизм, то вам следует начать с изучения палийского канона. 

- Под термином «палийский канон» вы имеете в виду кaнонические тексты Трипитака, что переводится с санскрита «Три корзины». Получается, что вы изучили пали - язык древней Индии, чтобы прочитать первый крупнейший буддийский компендиум - сокращённое изложение основных положений дисциплины? 

- Честно говоря, на тот момент я уже начал изучать Тхераваду, но окончательно сосредоточиться только на ней решил именно после этих слов. Ко всему прочему, я познакомился с моим учителем Ракване Ньянасиха Тхеро, монахом из Шри-Ланки, который сумел дать удовлетворившие меня ответы на многие вопросы. 

- Тогда и вы сможете ответить на наши вопросы. Можно ли упрощенно сказать, что идеал буддиста Тхеравады - монах-архат, ищущий только личного освобождения, а идеал буддиста Махаяны - бодхисаттва, спасающий всех живых существ. Таким образом, тхеравадин - эгоист? 

- Тхеравада в переводе с пали означает «Учение старейшин». Этими «старейшинами» были ученики Будды, такие как Шарипутта (сын Шари, Шарин көвүн), Ананда и другие. Они были  архатами. Именно они утвердили канон, тогда еще только устный, сразу после смерти Будды. Именно они пытались всячески избежать загрязнения дхаммы, чтобы как можно дольше сохранить эту Дхамму, чтобы как можно большее число живых существ могло достигнуть плодов учения. Поэтому они были за строгое соблюдение правил монашеской общины Винаи. Они, конечно же, не могли представить, что в будущем будут женатые монахи, ездящие на машинах и зарабатывающие деньги. Я считаю, что если ваша цель сохранить учения Будды (Бурхна шаҗн), то это на благо всех живых существ. То есть, на мой взгляд, Тхеравада и тхеравадины сохраняют лекарство, чтобы любой мог воспользоваться им в любой момент. Если для кого-то это эгоизм, что ж я спорить с ним не буду. 

-  Последователи Тхеравады считают себя самой древней школой, сохранившей слово Будды практически без изменений и реформ. Означает ли это то, что тхеравадины считают другие направления буддизма искажающими подлинное учение Будды? Поэтому ученые считают, что это самая консервативная и ортодоксальная школа буддизма. Вы согласны с этим? Где вы сами обучаетесь? 

- Я еще обучаюсь на Шри-Ланке. Может, даже официально поступлю в университет или сдам необходимые экзамены для получения звания пандито. Но к этому вопросу вернусь не раньше чем через 2 - 3 года. Пока же изучаю самые основы. Система обучения в Тхераваде отличается от тибетской.  Так, она полностью опирается на самодисциплину.  Ты стал монахом для своей пользы, так что будь любезен - извлекай пользу сам. Но если ты хочешь обучаться, все двери тебе открыты. Приезжай в любой монастырь, к любому учителю. Живи, учись, никаких проблем. Так я обучаюсь в монастыре Мальвесса вехера. Мальвесса обозначает «дождь из цветов», вехера - монастырь. Такое интересное название он получил из-за события, случившегося более 2 тысяч лет назад.    Монастырь построен вокруг дерева бодхи, являющегося прямым потомком дерева, под которым просветлел наш Будда. Во времена правления царя Ашоки его сын архат Махинда привёз отросток того самого дерева, которое и по сей день растет в городе Анурадхапура. А один из отростков этого дерева был посажен в нашем монастыре. Кстати, дерево в Бодхгае, уничтоженное мусульманами, было заменено отростком от дерева на Шри-Ланке. Так вот, когда его посадили, пошел дождь из цветов. Это чудесное событие и легло в название монастыря.

Что касается ученых, то я не особо интересуюсь их мнением относительно буддизма. Потому что сегодня они одного мнения, завтра другого и зачастую необоснованно меняют их.

- Как долго вы привыкали к тропическому климату? 

- Хоть Шри-Ланка находится в тропиках, там можно найти более или менее подходящий для вас режим. К примеру, мой монастырь находится в местности, где средняя температура около 24 градусов. Время от времени идут дожди, что для меня, думаю, оптимально. Хотя, если хочется прохлады, можно поехать в горы поблизости (местность Ракване, известная своим чаем), там круглый год около 14 градусов. Если же хотите жары, то отправляйтесь в город Анурадхапура. Так что особых проблем с акклиматизацией не было. 

- Часто можно слышать мнение о том, что буддизм сделал монгольские народы слабыми духом. Ваше мнение? 

- Буддизм учит: делай сегодня, сейчас, совершенствуйся, не откладывай на маргаш («завтра» - с монгольского). Если это делает кого-то слабым, то, наверное, он сам что-то делает не так, я думаю. Вот, например, слова Будды касательно неупадка какого-либо общества, общины, клана в Сарандада сутта (Ангутара Никая 7.21): «И каковы семь принципов неупадка? 

1 - покуда люди клана часто собираются и часто проводят собрания…

2 - покуда люди клана собираются в согласии, расходятся в согласии, управляют делами клана в согласии…

3 - покуда люди клана не предписывают чего-либо, что не было предписано, или не отменяют того, что уже было предписано, но осуществляют и следуют древним принципам клана так, как они были предписаны…

4 - покуда люди клана чтят, уважают, ценят и почитают старейшин клана, считают, что их [мнение] следует принимать во внимание…

5 - покуда люди клана не уводят насильственно женщин и девушек из их семей и не принуждают их силой к тому, чтобы те проживали с ними…

6 - покуда люди клана чтят, уважают, ценят и почитают свои традиционные святилища, как те, что внутри [города], так и те, что снаружи, а также не пренебрегают праведными жертвоприношениями, что жертвовались ими в прошлом…

7 - покуда люди клана обеспечивают праведную защиту, убежище, охрану арахантам [с намерением]: «Как [сделать так], чтобы те араханты, которые ещё не пришли в наше царство, смогли бы прийти, а те араханты, которые уже пришли, смогли бы пребывать в умиротворении здесь?» - то в отношении них можно ожидать только лишь возрастания, а не упадка. 

Личчхави (одно из древнеиндийских племен), покуда среди Вадджей (одно из древнеиндийских племен) длятся эти семь принципов неупадка и покуда люди клана утверждены в них, то в отношении них можно ожидать только лишь возрастания, а не упадка».

Если вспомнить историю, то на период ослабления Монголии, большинство из этих принципов не соблюдались. Да и сейчас, на мой взгляд, не особо соблюдается, к великому сожалению. Поэтому, чтобы стать сильнее, надо быть сплоченнее, надо быть уважительнее друг к другу. Ведь что есть уважение, помимо всего прочего? Терпение. Поэтому мы должны уметь прощать друг друга за некоторые недостатки, а не собачиться по каждой мелочи. Мы, безусловно, должны помнить прошлое, чтить память великих предков. Однако, что мы оставим потомкам, зависит от наших действий в настоящем. Будем ли мы говорить по-русски или по-китайски или же научим других монгольским языкам. Будут ли жить наши потомки в грязи и дыму или же пользоваться всеми благами современного мира. Поэтому не стоит перекладывать свои неудачи на чьи-либо действия в прошлом. Пусть о нас тоже будут вспоминать как о великих предках, а не о нытиках. 

- Правда ли, что сейчас Тхеравада начинает возрождаться на родине буддизма в Индии благодаря массовому обращению в него членов касты «неприкасаемых»? 

- Не знаю, в Индии я не бывал, поэтому могу судить лишь по рассказам. Под влиянием Амбедкара много людей в Индии перешли в «Наваяну», если я ничего не путаю. Насколько эта колесница соответствует Тхераваде, судить не берусь, поскольку не изучал. 

Наш собеседник имеет в виду знаменитого политика Амбедкара, которого называют «индийским Мартином Лютером Кингом». Амбедкар из касты «неприкасаемых» всю жизнь боролся с этим и после обретения Индией независимости вошел в правительство, заняв пост министра юстиции. Амбедкар не просто создал конституцию, запрещающую дискриминацию по кастовому признаку. Самый успешный «неприкасаемый» решил восстановить в стране буддизм как учение, провозглашающее всеобщее равенство. Но это уже тема другой статьи.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях