Конфликт между руководством республиканской службы по тарифам (РСТ) и депутатом Государственной Думы Николаем Будуевым длится уже третий год. Началось всё в 2017-м году, когда парламентарий подал иск в Верховный суд (ВС) Бурятии, чтобы оспорить приказ о едином тарифе на тепло для всех улан-удэнцев. Получив отказ, народный избранник обжаловал его в ВС России. Но и там решение оставили без изменений.
В 2018-м Будуев направил новое заявление в суд, а заодно – и в Следственный комитет с просьбой привлечь к ответственности всех причастных к утверждению единого тарифа на теплоснабжение. РСТ, в свою очередь, обратилась в следственный комитет, дабы наказать «госдумовца» за заведомо ложный донос.
И пошло-поехало. На пресс-конференции в середине января Николай Будуев нелестно высказался в адрес руководителя РСТ Бориса Хмелёва и даже собирался «опробовать» на нём классический приём индейцев.
- С Хмелёвым у меня давние отношения. Я не понимаю, почему он так агрессивно против меня выступает. Откровенно скажу: у меня очень большой соблазн появился прицепить на свой пояс кудрявый скальп после всего этого. И, думаю, я этим буду заниматься в ближайший квартал, – заявил депутат.
Под «кудрявым скальпом» имелись в виду кудрявые волосы руководителя РСТ. Тот, кстати, отмалчиваться не стал. После того, как заявление народного избранника растиражировали все республиканские СМИ, Борис Хмелёв пожаловался на своего обидчика в прокуратуру. По какой статье ведёт проверку надзорное ведомство, пока не ясно. Оба фигуранта дела от комментариев воздержались. Однако, по данным «Московского комсомольца в Бурятии», Будуева могут наказать по статье КоАП – за оскорбление.
Теперь от жалоб РСТ решила перейти к аргументам. На днях на официальном сайте ведомства появился ответ, а, точнее – «наказы» Николаю Будуеву. Судя по всему, если парламентарий их исполнит, то снижению тарифов на тепло в Улан-Удэ быть.
Первым делом народного избранника просят решить вопрос о «замораживании» цен на топливо, железнодорожные перевозки грузов, потребительских цен, а также зарплаты работников энергетики и ЖКХ, ведь всё это так или иначе влияет на ежегодный рост тарифов.
Во-вторых, Николая Будуева призывают поспособствовать снижению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) по тарифам на коммунальные услуги с 20 до 18 процентов. И, в третьих – «оказать содействие по финансированию окончания строительства ТЭЦ-2». Это «позволит закрыть неэффективные муниципальные котельные», заявили в РСТ.
Таких котельных сейчас более полусотни. Отметим, ТЭЦ-2 – стратегически важный для развития республики объект – начали возводить ещё в 1983-м году, но с развалом СССР проект заморозили. Сегодня теплоэлектроцентраль на окраине бурятской столицы отапливает только треть города и, по сути, функционирует в режиме большой котельной. Полноценный запуск станции позволит решить проблему нарастающего энергодефицита, снизить тарифы на тепло и количество вредных выбросов в атмосферу, а также уменьшить нагрузку на ТЭЦ-1.
Чтобы завершить строительство объекта, требуется 27 миллиардов рублей. Ещё шесть нужно на модернизацию электрических и тепловых сетей для выдачи мощности. Масштабный проект предполагает ввод двух турбин и четырёх котлов. На базе ТЭЦ-2 есть вся необходимая инфраструктура – площадка под строительство, соответствующая требованиям технологического процесса, внешние инженерные сети и транспортные пути. Вопрос, можно сказать, встал ребром – износ оборудования на ТЭЦ-1 сегодня превышает 70%. По прогнозам энергетиков, дефицит мощности наступит уже в 2021-м году при прогнозируемой нагрузке 388 Гкал/час.