Профессия наизнанку
6889
7

«Люди придумывают, что мы караулим их на улице, в подъезде, преследуем и угрожаем»

Бывший коллектор рассказал о методах борьбы с должниками, трудоустройстве «по блату» и о том, почему сам ненавидит эту профессию

Фото: pixabay.com

«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они расскажут об обратной стороне своей профессии, о которой мало кто знает. 

Есть такая профессия – выбивание долгов. Множество людей просто ненавидит слово «коллектор». Ведь это те нудные люди, которые разными, порой и не всегда законными способами будут всячески принуждать человека выплачивать долги тем или иным компаниям. Мы поговорили с бывшим коллектором, который поведал некоторые тайны своего неприглядного дела. 

Слово «коллектор» многих отпугивает. Я должен признаться, что так называть нас не принято. Обычно нашу профессию называют «специалист по взысканию задолженностей». Звучит грамотнее, запутаннее и не так пугающе. Именно так было написано в вакансии, когда я искал работу. А в скобках указано – «не коллектор». 

На работу можно устроиться в основном «по блату». Просто так сюда не возьмут. У начальства огромный опыт работы с клиентами, сделками и решением денежных вопросов. Поэтому первого попавшегося или случайного знакомого на работу вряд ли примут. 

Образование не имеет значения. Некоторые подумают, что для того, чтобы работать коллектором, нужно быть ещё и юристом или каким-то образом быть связанным с банком. Ничего подобного. Обучиться взысканию долгов легко, достаточно несколько месяцев. Ну и опыт работы менеджером будет плюсом при трудоустройстве. 

Основное требование – служба в армии. Не знаю почему, но этот фактор - некий показатель, что ты сильный и стойкий человек, способный выбивать долги. Конечно, я не говорю о физическом воздействии на человека. Тут больше важно психическое воздействие. Но встречаются и такие должники, которые могут напасть или ударить. Здесь и важны хорошая реакция и армейская подготовка. Женщин, работающих коллекторами, я никогда не видел. 

Наша работа не регулируется законом. Но на коллектора всегда можно пожаловаться. И обращения граждан никогда не останутся не замеченными. Прокуратура обязательно пришлёт проверку, которая будет «ставить на уши» всё агентство. 

Зарплата часто зависит от удачных сделок. Таковых бывает не много. Если сделка удалась, то получишь в месяц тысяч 30. А средняя зарплата 20 - 25 тысяч. Хорошо, если крупный заказ выпадает. Но это редкий случай. 

Самое противное в работе – обзванивать пенсионеров. Это нудно и, как правило, безрезультатно. Приносит начальник список должников, которых нужно обзвонить. Ты звонишь, а трубку берёт какая-нибудь бабушка, и тебе долго и упорно приходится объяснять ей, кому и сколько она должна. Нуднее работы и не придумаешь. 

С коллекторами отказываются разговаривать. При первом звонке берут трубку, узнают, кто им звонил, а после этого уже перестают отвечать на звонки. Но нам ведь нужен результат. Вот и приходится названивать, порой целыми днями или всю неделю подряд каждый день. Конечно, в итоге человек поедет в банк и отдаст долги, лишь бы мы от него отвязались. 

С должниками нужно говорить жёстким тоном. Такую установку тебе дают в первый же рабочий день. Если в жизни я говорю спокойно, то на работе при телефонных разговорах нужно делать тембр голоса ниже, говорить серьёзнее и с некоторым напором. Некоторые люди такой тон даже воспринимают как угрозу. 

Приходится делать визиты к должникам на дом. К сожалению, если человек после нескольких звонков и почтовых уведомлений не бежит закрывать свои долги, то приходится действовать более серьёзными способами. Нет, мы не идём применять физическую силу. Просто приходим к человеку домой, где уже устно, глядя в глаза, напоминаем ему о его невыплаченных долгах. 

Нас обвиняют в незаконных методах взыскания долгов. Не знаю, может, где-то и случается такое, что коллекторы прокалывают шины владельцам авто, караулят должника в тёмном переулке или выбивают двери в квартирах. Но при таких методах работы легко самому остаться ни с чем. Должник вызовет полицию или вовсе подаст в суд, и добром это дело не закончится. Поэтому лично я работал мирными способами – делал звонки и отправлял почтовые уведомления. 

Должники провоцируют драки. Они не лезут драться, а норовят оскорбить, замахнуться, обозвать. Главное, не вестись на провокации. Если ударить человека, он обязательно подаст на вас в суд. Тогда история затянется, и уже ты сам будешь выплачивать должнику компенсацию за моральный вред. 

Сталкиваемся с клеветой со стороны должников. Если им надоесть, то они могут придумать какую-нибудь историю. Вплоть до того, что мы караулим их на улице, в подъезде, преследуем, угрожаем и так далее. С этой легендой они идут в полицию. И полиция начинает свою проверку, чтобы узнать весь уровень правды. Как правило, процесс выбивания долгов на этом на некоторое время приостанавливается. 

Меня хватило на полтора года. Не знаю, есть ли такие люди, кто работает коллектором всю жизнь. Но мне достаточно было немного времени, чтобы понять, насколько это трудная профессия. Я не конфликтный человек, а потому не всегда смог отвечать требованиям нашей компании. Я не был достаточно суровым, дотошным и настойчивым для этой работы. А потому не так давно уволился по собственному желанию.

Если вы хотите рассказать о под­водных камнях вашей профессии, пишите на press@infpol.ru с пометкой «Другая сторона профессии».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях