Пуповину не зря считают не только физической, но и ментальной связующей между матерью и ребенком. В современных роддомах этот биоматериал сжигают либо консервируют. Однако в прошлые века наши предки считали, что пуповина дает силы и связь с родиной. С недавнего времени жители Бурятии стали возрождать древний обряд закапывания пуповины новорожденного.
Тоонто нютаг
Экс-замминистра спорта Бурятии Эрдэни Дымчиков рассказал об обряде, уходящем в века. Летом прошлого года он закопал пуповину своего маленького сына на своей малой родине в местности Марагта Еравнинского района. По всем бурятским обычаям мужчина захоронил ее там же, где два года назад зарыл пуповину своей дочери.
- Это место станет тоонто нютаг для моих детей. Нютаг переводится с бурятского «родина», а тоонто – «пуповина». Раньше буряты зарывали пуповину на северо-востоке от очага, недалеко от своего жилья. В наше время, когда спрашиваешь у молодёжи, откуда родом, многие отвечают: «Из Улан-Удэ». Когда начинаешь уточнять, откуда родители, многие даже не в курсе. Потому я решил, что мои дети будут уверенно говорить: «я родом из Еравны», так как там закопаны их пуповины, - поясняет Эрдэни.
Идея возрождения обряда закралась давно. Благодаря своей знакомой, которая по крупицам восстанавливала детали действия, отец смог должным образом подготовиться к осуществлению древней традиции.
- Выкапывается яма глубиной около 30 - 40 сантиметров. Берется шелковая котомочка, и туда помещается пуповина, завернутая в овечью шерсть. Раньше туда клали еще и послед. Внутрь котомки также помещаются монеты и разные драгоценности. У бурят считались драгоценностями кораллы, серебро, золото. На дно ямки сначала сыпется зерно, а уже сверху кладется котомка, - рассказывает Дымчиков.
После этого яма зарывается, сосновые щепки прикладываются друг к другу, образуя шалаш. Затем сверху кладется внутренний бараний жир, и все это поджигается. Вокруг костра усаживаются люди и, бросая топленое масло в огонь, говорят благопожелания для ребенка. Важно то, каким будет огонь.
- Если пламя высокое, то жизнь у человека будет хорошая. Этот огонь считается священным, он сжигает весь негатив на пути ребенка. После смотрят, куда упадут прогоревшие щепки. В чью сторону повалится бывший костер, у того и родится младенец, - продолжает мужчина.
Обряд завершается обходом пепелища трижды, а после простиранием. Ведь теперь это место станет священным.
- Согласно верованиям бурят, место, где зарыта пуповина, становится местом силы человека. Я сам видел, как мой нагаса ахай (старший брат мамы), которому более 80 лет, приезжая к себе на родину, кувыркался по земле. Оказывается, именно так получал человек энергию и очищался от всего плохого. Щепотка земли с тоонто нютаг превращается в оберег, - считает он.
Рассказ о сделанном мужчина также опубликовал в социальных сетях. В комментариях к посту нашлись множество приверженцев этого обряда, которые поддерживают мужчину в распространении информации о древней традиции.
Мнение шаманов
С мнением, что пуповина новорожденного обладает особым, сакральным смыслом, согласны и шаманы. Шаманка Оксана Ким рассказала нам о том, что дает ребенку этот обряд.
- Когда ребенок рождался, пуповина закапывалась, и место ее погребения всегда считалось святым местом для этого человека. Местом его силы, установления энергетической связи с ним, - рассказывает Оксана.
По ее словам, раньше обряд проводили постоянно, но сейчас его исполнение стало редкостью. Сейчас, уверена шаманка, люди стали наиболее энергетически, духовно и физически ослабленные и болезни стали приходить чаще в наш дом. А все дело в том, что мы нарушаем обычаи. Лишь единицы договариваются с врачами и забирают пуповину с собой, везут на родину и уже там закапывают.
- У каждого своя малая родина, важно то, откуда твои предки. Обычно берут пуповину, едут на родину и там просят духов. Говорят им, что родился человек у таких-то людей, закапывают пуповину в землю, и это место становилось местом силы для него. Духи взяли эту связь под свою защиту. И когда у человека бывают сложные жизненные ситуации, он едет на тоонто нютаг - место, где жили наши предки, где захоронены эти пуповины, - утверждает шаманка.
Со стороны буддизма
Лунрик Содномов, унзэт-лама Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин», уверен, что это языческий обряд. Он говорит, что сейчас на волне изучения своей истории нам хочется иметь знания о прошлом, чтобы не отрываться от своих корней. Сколько у нас сейчас рождается детей и кто из родителей делает этот обряд? Без знания своей родословной, языка будет ли толк от закопанной пуповины? В современных реалиях тоонто - это уже не просто место, где закопана пуповина. Ты можешь быть родом из одной местности, а родиться в другой. И где тогда будет ваше тоонто? Сложно сказать.
- Сейчас буряты часто переезжают. Может быть, и существуют подобные обряды в буддизме, но я с ним не сталкивался в своей практике. Также нельзя забывать о том, что в старину буряты сильно не кочевали. Они не переезжали в другие улусы, жили чисто своим племенем. Лишь из-за масштабных сотрясений они могли переезжать, - рассказывает лама.
Похожий шаманский обряд существует у прибалтийских народов, рассказывает лама. Они закапывают пуповину и послед на специально выкупленной территории, где растет дубовая роща, и под деревом хоронят послед и пуповину. Это служит удобрением для растения, и получается, что у каждого ребенка есть свой дуб.
- Тоонто еще подразумевает жизнь в гармонии с природой. А кто у нас сейчас так живет? Мы живем в каменных коробках, пьем мертвую воду и дышим мертвым воздухом. Но и не стоит забывать, что если это твое тоонто, то ты должен помогать своей родине, как деньгами, так и ресурсами, а не так, что приехал к своему тоонто и начал требовать, чтобы все стало хорошо. Если ты не потратился, не сделал никаких подношений, то какой толк в этом будет? Это тоже нужно учитывать, - продолжает он.
Поедание плаценты
К слову сказать, об особом предназначении пуповины уже после рождения малыша говорят и ученые. Из пуповины получают кровь, принадлежащую плоду, и выделяют из нее клетки. Их замораживают и хранят в специальном банке до тех пор, пока они не потребуются. В этой пуповинной крови содержатся биологически активные стволовые клетки, которые применяются в клеточной терапии и трансплантологии.
Также в западных странах, к примеру, далеко не первый год процветает практика поедания последа. Большинство млекопитающих после родов съедают свою плаценту, опробовать этот способ решили и люди. Из сырой плаценты делают смузи и выпивают уверенные, что поглощение последа благотворно влияет на организм матери и, соответственно, малыша. Однако ученые так и не доказали реальную пользу этого «обряда».