С 1 июля этого года в России вступает в силу решение коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о методах проведения экспертизы, испытаний и исследований автомобилей.
Отныне импортный автомобиль необходимо предъявлять к осмотру в лабораторию для получения сертификата безопасности и ПТС. Главная проблема в том, что машин много, а лаборатория одна.
В поле не воин
С июля 2019 года обязательным станет межгосударственный стандарт ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» для реализации положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Таким образом, если в конструкцию автомобиля будут вноситься какие-либо изменения, то выдача СБКТС, подтверждающей безопасность авто, будет выдаваться только в специальной лаборатории после соответствующих испытаний. Как будет проходить всё это - пока непонятно. Однако известно, что такая лаборатория одна на весь Дальний Восток.
Отныне владельцу, вывезшему машину из-за границы, придётся проходить сложные процедуры. Для начала, как и раньше, он должен будет пройти таможенное оформление. После этого вызвать эвакуатор и отвезти автомобиль на площадку к испытательной лаборатории. И только после получения СБКТС владелец сможет оформить ПТС.
К счастью, лаборатории имеют право на выездную проверку, что избавит перекупщиков от лишней суеты. Но проблема в том, что во Владивостоке есть лишь одна аккредитованная лаборатория с площадкой, способная за день принять не более 50 машин, при всём том, что зимой в Россию ввозится около трёх тысяч автомобилей в день, а летом доходит и до пяти тысяч.
Почему же при таком раскладе существует только одна лаборатория?
Как отмечают специалисты этой отрасли, аккредитовать лабораторию не просто, и потому получить аттестат по всем требованиям Росаккредитации смогла лишь одна лаборатория. Но и она имеет право выдавать СБКТС только легковым автомобилям и мотоциклам. Лаборатория должна быть оборудована прямой для разгона авто до 120 км/ч полосой безопасности, ровной площадкой для осмотра не менее 60 квадратных метров и многим другим. Аттестация оборудования и персонала, по примерным подсчетам, минимум 30 млн рублей.
Борьба с правым рулём
Если жители Приморья ещё имеют шанс испытать своё авто и оформить техпаспорт, то у перекупщиков из Бурятии шансы сделать это близки к нулю. Ведь, по подсчётам специалистов, только Приморскому краю требуется не меньше пяти лабораторий.
Процедура особенно сложна для праворульных автомобилей. У японских машин нет VIN-номера - у них свои требования к безопасности и сертификации. При наличии VIN-номера всё могло быть проще. Лаборатория делает запрос у производителя на одобрение типа транспортного средства, проводит сравнительный анализ и выдаёт заключение о том, что вмешательства в штатную конструкцию не было.
А оформление грузовиков, самосвалов, автобусов категории М2 и М3 вообще остаётся под вопросом, поскольку единственная лаборатория не имеет право их исследовать и оформлять. Поэтому компании, занимающиеся продажей импортных авто, советуют покупателям совершать свои покупки до конца июня, пока новые изменения не вступили в силу.
«Борьба идёт давно»
Алексей, продавец на одном из авторынков Улан-Удэ:
- У нас в стране давно идёт борьба против правого руля. Кажется, ещё лет десять назад об этом говорили. Кто сможет, будет сам собирать машины из того, что у нас есть. Но всё идёт к тому, что праворульных автомобилей в стране скоро не будет. Идёт поддержка официальных дилеров и так называемого отечественного производства. Если всё же лаборатории сделают, то обслуживание на них будет дорогим. А значит, и перекупщики вполне оправданно могут поднять цены на праворульные автомобили.
Андрей Моисеев, инструктор автошколы в Улан-Удэ:
- Это просто очередная угроза убрать праворульные машины. Даже если такое случится, то народ не будет молчать, он не примет это. Какая-то часть людей не будет брать праворульную машину из страха, что потом не сможет избавиться от неё. Другая часть станет искать альтернативу. Государство бросает много сил на развитие Дальнего Востока и в то же время собирается поставить регион на колени. Глупо так делать. К тому же вопрос сделать правый руль вне закона уже поднимался, и ни разу на деле ничего не произошло.
Справка
СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) – это особый документ, подтверждающий, что конструкция автомобиля или другого транспортного средства отвечает требованиям актуальных нормативов, определяющих требования к безопасности. Без такого документа транспортное средство нельзя эксплуатировать на дорогах, продавать, сдавать в аренду и так далее.