В соцсетях уже несколько дней обсуждают обряд под названием «Жэн тэнгэри яба», который устроили в соседнем Приангарье шаманы из организации «Хухэ Мунхэ Тэнгэри». Его запечатлели на камеру и выложили в Сеть под знаком «18+». На кадрах видно, как под пронизывающую мистическую музыку и звуки бубнов к месту проведения ритуала несколько десятков человек силой тащат пять верблюдов. Облитые чачей туши животных, на которые сложили угощения, сладости и фрукты, принесли в жертву огню.
В комментарии к пятиминутному ролику, опубликованному на YouTube в начале февраля, отмечается, что подобный массовый обряд «на укрепление России и её народов» провели в современной истории впервые. Напомним, шаманы из Бурятии, как и многие жители республики, осудили действо.
Кое-какие подробности этой шокирующей истории узнала «Комсомольская правда в Иркутске». Как выяснилось, обряд провели на шаманской базе недалеко от Ангарска сразу после наступления Белого месяца. За ним наблюдало более 500 человек.
По словам заместителя верховного шамана России Артура Цыбикова, сам ритуал называется «уусэ», когда зимой в самое голодное время люди забивают скот.
- Но всё проходит с уважением к животному. Нельзя, например, чтобы его кровь попала на землю, – пояснил он иркутским журналистам. – А современные буряты не знают старых традиций и называют это варварством.
Как отмечает издание, Цыбикову начали приходить гневные сообщения и стали звонить люди, желающие «разобраться». Будь на месте верблюдов бараны или телята, никто бы не возмущался, да и обряд проходит каждый год. Но верблюды – дело другое: многие считают, что это дикость и пережитки прошлого. У шаманов же своё мировоззрение – они верят, что это лучшее подношение богам, сообщает «КП».
- С нами связался человек из Бурятии, который разводит верблюдов и сказал, что сейчас начнётся весенний гон. Верблюды станут агрессивными и многих придётся забить. Предложил купить их для ритуала, – сообщил шаман. – Я тогда подумал, что это знак, и выкупил животных.
Вырученные деньги пошли на подъём сельского хозяйства и животноводства в Бурятии, пишет «Комсомолка».
- Над животными не издевались и не мучили, а убили, соблюдая все правила церемониала. Среди других шаманских организаций есть люди, которые тоже осуждают такие обряды. Например, в Улан-Удэ ритуал осудили, – напоминает издание. – По словам организаторов, его провели, чтобы помочь народу в непростое время. Чтобы задобрить духов, им нужно подносить только самые ценные дары.
«КП» подчёркивает: у бурятов есть пять священных животных и у каждого своё предназначение: баран – для еды, козёл – для выражения творчества, конь – для передвижения, бык – для богатства. Венцом всех зверей является верблюд, который сочетает в себе все качества. Еще в 17-18 веках в республике активно разводили верблюдов. Их завезли ара монголы (северные монголы). И традиция приносить животных в жертву пришла оттуда же. Артур Цыбиков сам из племени хангударов (возможно, имеются в виду хонгодоры – прим. авт.), где эти традиции живы до сих пор. Но не все их правильно трактуют, заявил шаман.
- Это из-за того, что есть разные школы шаманства, разные учителя и разные предметы поклонения. Мы, например, поклоняемся трём небесным сферам сразу, а кто-то – по отдельности, – подчеркнул он.
Сегодня в Бурятии около десяти шаманских организаций. В Иркутской области таковых четыре. Часто шаманы встречаются на совместных праздниках. И элементы церемоний и обрядов в Туве будут отличаться от калмыкских или бурятских. Но от этого они не хуже и не лучше – они просто другие, у каждого свои, пишет «Комсомолка в Иркутске».