Несколько дней назад появилась информация о том, что республиканский Минсельхоз вновь предлагает «урегулировать численность байкальской нерпы и большого баклана». Проще говоря, речь идет об отстреле животных и птиц. Якобы из-за роста их численности снижается популяция омуля. Об этом заявлял на совещании, посвященном проблеме сохранения водных биоресурсов, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Бурятии Петр Брыков.
«Необходимо урегулировать улов»
Корреспондент infpol.ru узнал у экологов Бурятии и Иркутской области как они относятся к этому вопросу. Скажем сразу, наши эксперты выступили против идеи чиновников.
– На сегодняшний день главный конкурент за омуль – это человек. Сколько лет существовал Байкал и все было в гармонии. Но затем человек стал вылавливать рыбу. Соответственно необходимо рассматривать проблему снижения популяции с этой стороны. Необходимо урегулировать улов. Хоть и действует запрет, но мы на рынках все равно видим омуль. Браконьеры никуда не исчезли. Они тоннами вылавливают и продают. В Иркутске везде есть омуль и у нас его продают под видом пеляди, - прокомментировала руководитель Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева.
«Надо прекратить заниматься отходничеством»
Научный руководитель Байкальского музея СО РАН Владимир Фиалков отметил, что предложение по урегулированию численности нерп и бакланов, не имеет под собой никакой научной основы.
– На самом деле это бред. Данное предложение не имеет под собой никакой научной основы. Полное незнание работы экосистемы. Нерпы и бакланы не способны съесть такое количество омуля, чтобы его численность снизилась. Более того, необходимо развенчать этот миф - количество омуля не снизилось. Просто наш эндемик перемещается, он с берегов уходит в глубь озера и обратно. Это обычное, нормальное явление. Даже если мы хотим сберечь омуль, то надо прекратить заниматься отходничеством, – заявил Владимир Фиалков.
«У меня есть большие сомнения»
Свою точку зрения высказал председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Общественной палаты Бурятии, координатор региональной группы общественного мониторинга по вопросам экологии и защите леса ОНФ в Бурятии Евгений Кислов.
– Я категорически против. Мы пытаемся что-то изменить к лучшему, но почему-то получается к худшему. Я практически не знаю примеров серьезного антропогенного вмешательства, которое привело к положительному результату. Бакланы – это 40 сантиметров максимум, то есть омуля он заглотить не может (птицы заглатывают рыбу целиком). Говорят, что он выедает молодь. У меня есть большие сомнения. А нерпа не может поймать омуля, она его выгрызает в сетях… Так, извините, промысел же запрещен. Зачем убивать? Поэтому я категорически против, - отметил в беседе ученый.
Он подчеркнул, что этот вопрос нуждается в тщательном и всестороннем исследовании.
Напомним, еще зимой 2017 года власти Бурятии собирались возобновить промышленную добычу нерпы. Как пояснили тогда РИА Новости в Минсельхозе республики, причина – растущая популяция животных: за девять лет (с 2008-го по 2017-ый год) она якобы увеличилась в полтора раза. В ведомстве заявили: это может спровоцировать эпизоотию и даже нанести вред рыбной отрасли, ведь байкальские тюлени питаются голомянкой и бычками, обитающими в озере. Убитых нерп предложили пускать на мех и сырьё для медицинских целей. Правда, после громкого общественного резонанса в федеральном Минсельхозе пошли на попятную и пообещали сохранить запрет на добычу эндемика.
Однако, уже минувшей осенью Минсельхоз «переключился» с нерпы на бакланов, предлагая урегулировать численность последних. С такой идеей также выступил замглавы ведомства Петр Брыков. По его словам, птица наносит ущерб и экологии – гнездится на деревьях, которые пересыхают из-за экскрементов, насыщенных азотом. Винят бакланов и в сокращении запасов так называемого частика. По словам директора Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр» Владимира Петерфельда, бытующее мнение о том, что они влияют на численность омуля, ошибочно.