Какой быть нашей столице? Этот вопрос настолько давний, что теперь уже не вспомнить, кто первым осознал, что Улан-Удэ (Верхнеудинску) пора бы заиметь собственное и хорошо узнаваемое «лицо» в ряду других городов Сибири.
Не секрет, что у многих городов есть какая-то удивительная изюминка, по которой его легко узнать. Порой достаточно назвать определенное словосочетание, как в памяти тут же всплывает название населенного пункта. Если скажете «культурная столица России», то любой тут же назовет Санкт-Петербург. Стоит произнести «родина Деда Мороза», как в памяти всплывает Великий Устюг. Владивосток знают как «тихоокеанские ворота России», Иркутск величают «столицей Восточной Сибири». Красноярск тесно связан с алюминиевыми заводами, Тюмень - с добычей нефти, а Чита стала транспортными воротами в Китай. Есть свои бренды даже у небольших сел – стоит, к примеру, сказать «Иволга», как любой тут же назовет дацан, а при фразе «семейский ансамбль» и местные, и туристы, не задумываясь, назовут Большой Куналей.
А вот какая изюминка есть у столицы Бурятии? С чем можно ассоциировать столицу Бурятии? Вопрос этот непраздный. Улан-Удэ давно пора заиметь собственное «лицо», которое будет хорошо узнаваемо в России. Только вот вопрос – какое направление выбрать?
Транспортный хаб
Мысль о том, что наш город идеально подходит для организации мощного транспортно-перегрузочного узла, витала давно. Помнится, об этом начали говорить в бытность экс-главы В. Наговицына. Тогда и появился проект о создании транспортного хаба. Насколько не изменяет память, было даже определено место – в степном районе близ сопки Гэсэра, что на левобережье Улан-Удэ. Воображение уже рисовало огромные транспортные площадки, ангары и склады, гостиницы и кафе, юрко шныряющие автопогрузчики, перевозящие контейнеры и ящики. Здесь мог быть мощный логистический центр, связывающий Сибирь, Дальний Восток, Монголию и Китай. Казалось, плюсов много. В Улан-Удэ есть аэропорт, готовый принимать любые самолеты, тут сходятся ВСЖД, федеральная трасса, соединяющая Иркутск и Читу, дорога в Монголию. И все это, по сути, в одной точке, где могли разгружаться многотонные фуры, поезда и самолеты. А если прибавить к этим плюсам наличие ровного участка иволгинской степи, то вывод напрашивается сам собой – строительства хаба не только реальное, но и весьма перспективное дело. Но… почему-то все встало.
Сейчас об этом транспортном узле мало говорят и редко упоминают. Власти больше заинтересовались Тальцами, где планируется построить транспортно-логистический центр. Но, может быть, имеет смысл вспомнить и о первом проекте?
Терминал в Тальцах
Как сообщили редакции в Минтрансе РБ, активная работа по созданию транспортно-логистического центра (ТЛЦ) ведется на станции Тальцы. Планируется строительство контейнерного терминала с применением новейших технологий, возведение складского комплекса и автомобильного распределительного центра.
- Реализация проекта позволит обрабатывать внутрироссийские, импортные и транзитные железнодорожные и автомобильные грузопотоки и создаст качественные условия для развития транзитных перевозок из/в Китая через Монголию, - сообщили в министерстве.
Планируемые инвестиции - 537,45 млн рублей.
Превратности туризма
В Бурятии много говорят о туризме. Казалось бы, вот та самая «золотая рыбка», исполняющая желания. Однако мы перенесли эту тему на второе место после рассказа о перспективах появления транспортного центра. Почему? Дело в том, что столица Бурятии пока лишь остается простым транзитным городом по пути на Байкал.
К сожалению, заглянув за бортики набережной, вы увидите совсем не сибирское море, а лишь Уду и Селенгу. До Байкала все-таки более сотни километров. А турист в Бурятию приезжает пока лишь за Байкалом. В столице путешественники задерживаются на один-два дня. Почему? А потому что туристическая индустрия в нашем городе очень слаба. Ну что можно предложить путешественнику, приехавшему за тридевять земель и решившему осмотреть Улан-Удэ? Прогуляться по Арбату и сделать селфи на фоне головы Ленина, поглазеть на «Триумфальную арку» и оперный театр - вот, пожалуй, и всё. Добраться самостоятельно до Иволгинского дацана проблематично. Почему бы туда не организовать специальный туристический маршрут от муниципалитета? Точно так же можно было работать и в других направлениях – организовать трансферы от мэрии на Омулевую гору, Шаман-Камень, в Ацагат, к тарбагатайским семейским. При желании можно было даже к Пяти пальцам и Меркитской крепости. Не будем брать в расчет дальние маршруты, но именно такие туры на полдня-день привлекли бы туристов и заставили их задержаться в Улан-Удэ. Почему бы городу, который взялся за туристический имидж столицы, не разработать недорогой кольцевой маршрут как по Улан-Удэ, так и по пригородам? Или запустить «конфессиальный» маршрут – наш город всегда удивляет приезжих тем, что здесь буквально по соседству можно увидеть христианские церкви и буддийские дацаны. Главное в том, что, развивая туризм в Улан-Удэ, не нужно рассматривать только Байкал. Следует исходить из концепции «Город на пути к Байкалу».
Да, не спорим, кое-какие подвижки пошли. В столице проводят мероприятия к Сагаалгану, реализуют проекты «Арт-город», «Буузын Баяр» и т.д. С 2009 года город взялся за «Верхнеудинскую ярмарку», которая считается одним из значимых проектов в развитии туризма Улан-Удэ. Однако пока все идет очень медленно. Надо бы поторопиться.
Минтуризм: планы есть
- Запланированы работы по благоустройству исторического центра Улан-Удэ. Важным шагом для развития городского туризма станет начало работы первого государственного туристского информационного центра РБ «Байкал». Центр будет информировать о туристских ресурсах, объектах туриндустрии республики, продвигать региональные туристские продукты на внутреннем и мировом рынках, - рассказали в пресс-службе Министерства туризма.
Культурная столица
Еще одним неплохим вариантом обрести собственное «лицо» мог стать путь развития города как культурной столицы. И это не шутка. Все туристы отмечают, что в Улан-Удэ есть прекрасные театры с хорошими коллективами, множество музеев. Один только этнографический чего стоит – это же уникальный объект! Имеются ансамбли, которые известны далеко за пределами Бурятии. Так почему бы не бросить все силы на развитие культурной сферы? Дать возможность работникам культуры широко нести свое искусство в массы? Большим плюсом мог стать местный кинематограф. Не секрет, что улан-удэнцы создали столько фильмов, что уже на голову опередили иркутян и якутов. Так почему бы не использовать это преимущество? У нас есть режиссеры, имеется кинематографическая база, даже деньги Хурал выделяет.
«Местные фильмы вызывают интерес в плане того, что каждый раз я надеюсь: сейчас будет что-то интересное. Но… пока они немного разочаровывают», - сообщил нам член Союза кинематографистов России, генеральный продюсер киностудии «Буряткино» Баир Дышенов.
Это лишь некоторые пути развития нашего города. Наверняка есть и иные. Будем благодарны читателям, если они расскажут нам о своем видении того, как развить столицу и добиться того, чтобы в городах России при слове «Улан-Удэ» не делали круглые глаза, пытаясь лихорадочно вспомнить, где это, а уважительно кивали, приговаривая: «Знаем, знаем…».