Не ругает дороги в России только ленивый, не исключение и Бурятия. Однако за последние два года ситуация с дорожной инфраструктурой начала меняться – почти 120 километров отремонтировали только в Улан-Удэнской агломерации, куда помимо столицы республики входят четыре прилегающих района. Начиная с 2019 года в Бурятии начнет реализацию национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который позволит привести в порядок 55% всех региональных дорог в республике. О дорожном буме, поддержке местных подрядчиков и ужесточении контроля качества ремонта рассказал заместитель председателя правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Евгений Луковников.
- Евгений Валентинович, то, что идет активное строительство дорог. Что было сделано за последние годы?
- Только за прошлый год на региональных и местных дорогах после реконструкции и ремонта было введено почти 172 км автомобильных дороги на сумму 4,4 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей из федерального бюджета и 2,7 млрд рублей из объем республиканского Дорожного фонда. Отремонтированы 58 км региональных дорог по направлениями Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга-Хоринск, Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск-граница с Монголией, Шергино-Оймур-Заречье, Турунтаево-Острог-Покровка-Шергино, Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо. На местных дорогах выполнены работы на 113,8 км. Отремонтировано 8 мостов. И это все только за 2018 год.
- Миллионы рублей выделяется из федерального бюджета на трассу Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян. Когда достроят дорогу до Нового Уояна?
- Реконструкция дороги ведется с 2003 года в рамках реализации федеральных целевых программ. На сегодняшний день введено в эксплуатацию 236 км автодороги на участках км 13 – км 215 и км 251 – км 271, на км 268 данной автодороги построен мостовой переход через р. Баргузин, ведется реконструкция участков км 215 – м 230, км 230 – км 251. Проводится работа по включению объектов в федеральные целевые программы с целью выделения федеральных средств. Так, на продолжение реконструкции автодороги в 2018 году из федерального бюджета направлено 950,0 млн. руб.
Для соединения северных районов со столицей Республики Бурятия необходимо строительство автодороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян на участке от Улюнхана до Нового Уояна протяженностью 240 км, при этом направление проходит через Джергинский заповедник, в связи с чем, необходимо дорогу строить в обход, соответственно увеличится протяженность дороги. Кроме того, необходимо завершить реконструкцию существующей автодороги, т.к. некоторые участки автодороги не соответствуют нормативным требованиям, не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и др. Предварительная стоимость строительства и реконструкции автодороги составит 40,0 млрд. руб.
В Улан-Удэ и Северобайкальске выполнен ремонт 32,7 км автодорог, выполнен капремонт и ремонт центральных улиц в моногородах общей протяженностью 7,6 км - п.Каменск, п.Селенгинск, г.Гусиноозерск, п.Саган-Нур.
- Как проходит в республике реализация президентского проекта «Безопасные и качественные дороги»?
- Нужно отметить, что Бурятия попала в этот федеральный проект благодаря усилиям Главы республики. И весь проект Алексей Самбуевич контролирует лично – от проектирования до сдачи объектов. За 2017-2018 года за счет федерального софинансирования на дороги агломерации было вложено 2,5 млрд рублей и отремонтировано более 175,6 км автодорог. Доля дорог, находящихся в нормативном состоянии, повысилась с 36,7 % до 58%.
В 2019 году этот проект будет расширен и охватит дороги не только агломерации, но и остальные дороги республики. Всего в него включены четыре подраздела - федеральных проекта: "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", "Дорожная сеть", "Безопасность дорожного движения" и "Автомобильные дороги Минобороны России".
К 2024 году в два раза должно сократиться количество мест концентрации ДТП и доля региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться с 43,1% в 2017 году до 50,9% в 2024 году.
- А что с качеством ремонта дорог?
- Ремонт дорог у нас проходит контроль не только специалистов-дорожников из ГКУ «Бурятрегионавтодор», но и общественными организациями. К проверкам на дорожных объектах привлекаются и «Народный фронт», и Общественная Палата.
К примеру, перед сдачей дорожного объекта в испытательной лаборатории ГКУ «Бурятрегионавтодор» ежедневно производят испытания образцов асфальта, песка, щебня и битума. В случае, если асфальт не соответствует стандартам, недобросовестным подрядчикам приходится за свой счёт переделывать дорогу.
Пробы берутся из горячих асфальтобетонов через сутки после уплотнения асфальта и из холодных — через 15 суток. После того, как подрядчик сделает часть дороги, он вызывает специалистов, которые и берут пробы дорожного покрытия. Кроме асфальтобетона в лаборатории исследуют качество битума, который является связующим материалом в дорожном покрытии. Если участок, где выявлены нарушения небольшой, то подрядчик перекладывает покрытие. Если отказывается, то - вплоть до расторжения договора. Деньги подрядчику выплачиваются только после проведения испытаний и положительных анализов. Напомню, каждый подрядчик несет гарантийные обязательства на дорожные работы. На асфальтобетон – 5 лет, на земельное полотно - 8 лет.
- В последнее время в прессе часто пишут о картельных сговорах на аукционах. Есть ли такие факты?
- Нужно отметить, что все аукционы по дорожным объектам проходят в соответствии с федеральным законодательством. И проходят тройную проверку – министерства финансов, Управления федеральной антимонопольной службы и прокуратуры.
- Можно ли говорить, что сейчас происходит передел в дорожной отрасли? По какому принципу это происходит?
- Речь идет не о переделе, а предъявлении более строгих требований, чем они были раньше.
Росавтодор утвердил новые межремонтные сроки службы покрытий, которые увеличатся до 12 лет (сейчас максимальный межремонтный цикл - шестилетний). Это означает ужесточение требований к дорожному ремонту.
Отметим, ранее ремонты на большинстве участков автомобильных дорог в регионе проводились по дефектным ведомостям. В 2019 году ремонты будут проводиться по проектно - сметной документации, в которой чётко прописаны все технологические процессы, а это повышение качества выполняемых работ и строго определённые сроки выполняемых работ. Не все организации готовы работать в новых условиях, поэтому стараются своё неумение списать на ограничение конкуренции или наличие коррупционных процессов.
По вопросу применения конкретных показателей материалов при проведении шести электронных аукционов на выполнение работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.
Конкретные показатели предусмотрены подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", одним из принципов которого является обеспечение конкуренции.
В 2019 году Бурятским УФАС России принято решение об отсутствии в документации об аукционах, в том числе в требованиях к материалам, ограничения конкуренции и нарушений законодательства о контрактной системе. Требования к показателям асфальта, битума, щебня, бетона и других материалов не могут быть "заточкой" под конкретного участника закупки поскольку не зависят от материально-технической оснащенности подрядчика, его опыта, финансовой устойчивости или обеспеченности кадровым составом, а лишь определяют на сколько участник закупки знаком с характеристиками строительных материалов и процессами производства строительных работ. Использование конкретных показателей обеспечивает недопуск к участию в аукционе и соответственно к выполнению работ неквалифицированных подрядчиков, не имеющих представление о строительстве. Любому квалифицированному подрядчику не составляет труда подготовить первую часть заявки с показателями. Данные обстоятельства подтверждаются результатами текущих аукционов.
Также в этом году мы планируем усилить общественный контроль и привлекать максимальное количество экспертов в том числе и самих жителей республики к контролю качества дорожного ремонта. Ведь хорошие дороги нужны всем жителям Бурятии!