Недавно одно из самых влиятельных деловых аналитических изданий России – журнал «Эксперт» – опубликовало большую статью, посвящённую Улан-Удэ. Она вошла в цикл материалов об инфраструктуре и рынке недвижимости «Растущие города России». Напомним, лидерами этого рейтинга стали Сочи и Краснодар. По словам автора публикации Сергея Тихонова, они являются всероссийскими центрами миграционного притяжения. На третьем месте расположилась Тюмень, «природа роста которой связана с особенной комфортной городской средой». А вот четвёрым в списке оказался Улан-Удэ, что самого корреспондента немало удивило.
- Потому что экономически это один из самых депрессивных регионов страны с низкой средней зарплатой и высокой безработицей и с самым суровым климатом, который только можно себе представить, – заявил он.
Журналист отправился в столицу Бурятии, чтобы разобраться, кто и зачем сюда переезжает и познакомиться с городом ближе. Разгромная статья под названием «Улан-Удэ: национально-климатический капкан» вызвала противоречивые отзывы у жителей республики. Кто-то с автором согласился, кто-то, напротив, заявил, что он многое преувеличил, а местами – и переврал.
В эфире программы «Актуальная тема» на телеканале АТВ материал «Эксперта» по просьбе ведущего Александра Иванчикова прокомментировал заведующий научно-организационным отделом института монголоведения, тибетологии и буддологии Сибирского отделения российской академии наук (СО РАН) Анатолий Бреславский.
- С этой статьёй я знаком. Она действительно не лишена ноток драматизма – может быть, даже чрезмерного, – подчеркнул Анатолий Бреславский.
Однако тезис о том, что сегодня Улан-Удэ является одним из лидеров по темпу роста населения не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в целом по России, по словам специалиста, «в принципе верен».
- Ему можно доверять. В статье были подняты и другие проблемы, которые касаются, например, экологической обстановки (речь идёт о загрязнённом воздухе – прим. авт.). Они тоже имеют под собой вполне реальные основания, возможно, не столь драматичные, как говорит автор, – отметил сотрудник РАН. – Но так или иначе все мы, в особенности те, кто живёт на Левом берегу, заезжает в Улан-Удэ со стороны Сотниково, Вахмистрово, пригородов ощущают эту проблему задымлённости. Она существует и с каждым годом, наверное, становится ещё больше плюс усиливает и без того достаточно сложную ситуацию в центре Улан-Удэ, связанную с выхлопами автотранспорта. Поэтому в основе публикации лежат вполне реалистичные процессы.
Безусловные лидеры
Рост численности населения Улан-Удэ Анатолий Бреславский объяснил миграцией из сёл.
- Что касается демографии, это действительно очень интересный момент, несмотря на то, что все мы считаем наш город достаточно маленьким и, может быть, не очень популярным. Мы знаем, что он непривлекателен для иностранных мигрантов. Обычно они по линии Транссиба пропускают Улан-Удэ, предпочитая ему Хабаровск, Владивосток, оставаясь в Иркутске. Люди из других регионов тоже не едут сюда сотнями и тысячами, – рассказал эксперт. – Демографический прирост, который наблюдается последние 10-15 лет, связан, прежде всего, с внутренней миграцией и её невероятно большими темпами, в результате которой разросся и сам город, и пригороды.
Он сообщил, что Улан-Удэ занимает третье место среди всех сибирских и дальневосточных городов по темпам прироста населения за последние тридцать лет, уступая только Красноярску и Новосибирску.
- Позади нас и Томск, и Омск, и Иркутск. Поэтому цифры вполне реалистичные. А если говорить о приросте в пригородной зоне, то здесь мы за последние 7-8 лет – безусловные лидеры. На втором месте – иркутские пригороды, которые увеличились на 40%. Мы – на 250%, – добавил Бреславский.
«Бурятия съезжается в столицу республики»
По словам сотрудника СО РАН, во всех регионах, особенно в национальных, «население стягивается в областные центры».
- В других столицах республик на востоке страны – Кызыле, Горно-Алтайске, Якутске, Абакане – ровно та же картина, что и в Улан-Удэ. Местное население активно стягивается в города. Но особенность в том, что там освоение пригородных территорий было относительно хорошо урегулировано. А мы за последние 25 лет в условиях такой высокой свободы, либерализации с точки зрения застройки получили массу инженерно-бытовых и социальных проблем, с которыми в меньшей степени столкнулись другие российские города.
Напомним, «Эксперт» писал, что на советских картах Улан-Удэ «бескрайних деревень раньше не было», да и «территория всего города была в два раза меньше».
- Выяснилось, что здесь-то и сконцентрирована вся эта входящая миграция. То есть получается, что вся Бурятия съезжается в столицу республики, отчего она и растёт высокими темпами, стремительно превращаясь в большую деревню, – говорится в публикации
Анатолий Бреславский пояснил: сельское население предпочитает ехать из районов в крупные города по вполне понятным и объективным причинам. Одна из них – формировавшийся десятилетиями жилищный кризис.
- Все мы знаем, что в советский период города росли молниеносно. Улан-Удэ за 70 лет вырос с 25 до 360 тысяч. И жилья никогда не хватало. И когда в 90-е разрешили частную собственность, начал формироваться рынок жилья, люди массово воспользовались этой возможностью, стали строить и покупать себе дома на границах города и в пригородах. Плюс в советские годы застройка регулировалась жёстко, нельзя было просто приехать и построить дом, решить вопрос в упрощённом порядке. В 90-е и «нулевые» эти процессы были либерализованы, – отметил эксперт.