Крупный казахский агрохолдинг «Мойынкум Агро» нацелился на коров из нашей республики. Мы подробно писали о том, что зарубежные фермеры готовы заплатить сотни миллионов за коров калмыцкой породы, которые проживают в Бурятии.
Все вроде бы хорошо. Наши фермеры через местный Минсельхозпрод уже успели продать в Казахстан 1,5 тысячи голов коров. Живым весом по 200 рублей за килограмм. Сделка более-менее выгодная, и для наших хозяйств появилось наконец еще одно «окошко» для реализации скота помимо прилавка на Центральном рынке.
Но нам не давал покоя сам факт того, что казахи пришли в Бурятию за скотом, тряся солидной денежной мошной. Поэтому мы решили для начала сравнить в цифрах, почему же фермерство в Казахстане выгоднее, нежели в Бурятии, в чем настоящая выгода наших соседей и не попал ли республиканский Минсельхоз впросак, продавая мясо посредникам.
А у нас?
По данным Минсельхозпрода Бурятии, в республике проходит поддержка фермеров, предприятий, занимающихся разведением КРС калмыцкой породы. Поддержка племенным хозяйствам республики оказывается в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
- В 2018 году реализовалось мероприятие на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Размер субсидии предоставлялся в размере 80 рублей за килограмм живого веса на приобретение телок мясных пород, - уточняют в пресс-службе Минсельхозпрода РБ.
Также возмещается 50% от затрат на приобретение племенного молодняка для КФХ и ИП в малых селах республики. Кроме того, предоставляется компенсация кормозаготовительной техники: 50% от ее стоимости.
А у них?
В отличие от Бурятии, в Казахстане господдержка фермерам, занимающимся животноводством, присутствует на каждом этапе, начиная с закупа скота, приобретения оборудования и заканчивая продажей мяса.
В то же время в прошлом году минсельхоз Казахстана сократил 54 вида субсидий до 34. В министерстве признали, что 20 из них были неэффективными и в какой-то мере подвергались коррупционным рискам, пишет «Казахстанская правда». К неэффективной господдержке отнесли погектарные субсидии в растениеводстве, субсидирование продуктивности в животноводстве.
- По новым правилам господдержки субсидируется экспорт маточного поголовья до 18 месяцев. Субсидируются селекционно-племенная работа по получению приплода, корма, строительство. При реализации мяса фермерам выплачивается субсидия за сдачу животных. Если фермер получает привес около 900 кг, за каждый килограмм дополнительно субсидируются откормочные площадки. При сдаче на переработку сырья в мясокомбинат опять же фермер получает субсидии. Эта цепочка на сегодняшний день работает четко, - говорит директор по производству компании «Мойынкум Агро» Серикпол Жунусов.
Оптимальный вариант
Другой эксперт из Казахстана, экономист в отраслях сельского хозяйства Арман Байганов, отмечает, что большое подспорье сыграла реализация программы льготного финансирования «Сыбага» со стороны министерства сельского хозяйства. К примеру, в прошлом году по данной программе профинансирован закуп 50 тысяч голов КРС. В 2019 году - до 100 тысяч. Именно по этой программе приобретается скот мясного направления, племенной и чистопородный из-за рубежа.
- Пока эта программа направлена на импортозамещение и увеличение поголовья скота мясного направления, в перспективе планируют отправлять скот и мясо на экспорт. Скот закупается из-за рубежа, чтобы внутренние цены не подскочили и увеличилось число поголовья. Самое оптимальное для нас - покупать скот в России, это ближе и дешевле, - делится Арман Байганов.
Он считает, что казахский агрохолдинг обратил внимание на Бурятию, потому что в близлежащих российских регионах цены из-за спроса взлетели и поставщики стали искать скот в дальних регионах, так и вышли на Бурятию. Экономист подтвердил, что карантин на скот в Калмыкии закрыл дорогу казахским фермерам. Многочисленные стада чистокровных «калмыков» болеют бруцеллезом и другими болезнями.
О субсидиях экономист рассказал кратко, но и эти данные впечатляют. В Казахстане понимают, что животноводство – бизнес рискованный и не очень рентабельный, это долгосрочный проект, который в дальнейшем обязательно принесет свои плоды.
- В Казахстане телят до одного года продают примерно за 1300 - 1500 долларов. Из них 600 долларов компенсирует государство. Если фермер берет заём, кредитная ставка составляет 14% годовых, из них 10% возмещает государство. Кредиты выдаются до 15 лет, льготный период длится два года. На субсидирование техники выделяется 30%, до 50% на оборудование для орошения. Порою у государства стоит проблема в освоении средств, так как нет нормальных хозяйств, готовых работать на селе, - перечисляет Арман Байганов.
Эту проблему соседи решают просто, с помощью кооперации мелких хозяйств. Крупные холдинги предоставляют мелким в аренду животных, дают различную поддержку. Если фермер в течение 5 - 6 лет нарастит маточное поголовье, то ему положено вознаграждение.
Нацелены на Китай
Напомним, в Бурятии компания «Мойынкум Агро» установила среднюю закупочную цену племенных коров калмыцкой породы в живом весе в размере 200 рублей за килограмм. Чтобы привезти КРС к восточному региону Казахстана – Мойынкуму, понадобится десять суток. Конечно, расстояние не маленькое.
- Далековато. И закупочная стоимость дорогая. Но, видимо, цена все-таки устраивает наших предпринимателей, - рассуждает он.
А теперь самое интересное, в предыдущей статье под названием «Золотой телец» директор по производству компании «Мойынкум Агро» Серикпол Жунусов отмечал, что Казахстан планирует экспортировать мясо калмыцкой породы за рубеж, в том числе и в Китай. Экономист Арман Байганов также акцентирует, что основным покупателем мяса в перспективе станет именно Китай.
- Пока Казахстан мало экспортирует. Часть, слышал, идет в Москву. Одно из стратегических направлений - Китай, - отмечает эксперт.
Если подумать, максимум через 5 - 7 лет мы станем не нужны Казахстану в качестве продавцов. А Китаю и подавно, ведь к этому времени соседнее государство уже наладит конвейерный поток мраморного мяса прямиком в Поднебесную. Получается, мы снова радуемся кратковременной выгоде и, возможно, обрубаем себе дальнейшие перспективы. Так это или нет, рассудит время. В любом случае сотрудничество началось, уже продано 1500 голов калмыцкой породы из Бурятии в Казахстан. Сейчас важно перенять положительный опыт наших соседей как фермерам, племенным хозяйствам, так и Министерству сельского хозяйства Бурятии. Ведь в перспективе Бурятия могла бы стать крупным поставщиком мраморного мяса не только по России, но и за рубеж, в том числе и в богатый Китай.