Политика
3139
2

Что мешает развитию районов

Прямые выборы глав - бомба замедленного действия?

Во время выборов глав районов последние годы в Бурятии наметилась нездоровая тенденция. Политические элиты, выставляя своего кандидата, подключают к избирательной кампании политтехнологов, юристов, журналистов, готовых беспринципно идти к победе.

Черный пиар, вливание огромных денег в избирательный процесс делят сельских жителей на противоборствующие стороны, тем самым превращая серьезную политическую процедуру выборов в настоящий фарс.

Как следствие, население перестает верить в институт выборов. Мы начинаем слышать от соседей и родных, что выборы глав районов проводятся «нечестно», «все куплено», «нет смысла голосовать» и т. д. Столь упаднические настроения, как правило, продолжаются и после дня голосования. Почему так важно было поменять привычную всем процедуру выборов глав, корреспондент «ИП» узнал у местных экспертов.

Победив, забывают о районе

Одна из явных причин – популизм кандидатов, не разбирающихся в социально-экономических проблемах, не имеющих четкой программы развития района, отмечает политолог Алексей Михалев.

- Мы все чаще стали видеть, как через прямые выборы к власти в районах республики стали приходить политиканы - люди, действующие из мелких, личных побуждений. Проще говоря, интриганы в политике. Они беспринципно идут к победе. Например, в районе на выборы условно тратятся 8 млн рублей со стороны одного кандидата. Неужели это нормально? В перспективе это бомба замедленного действия. Ведь в итоге население видит все затраты. Соответственно, подрывается уровень доверия населения к любому политическому институту. Речь уже не идет о демократии, многие начинают считать, что для победы в выборах надо потратить определенную сумму, налить определенному количеству человек горячительных напитков или дать по 500 рублей гражданам и тогда ты глава района. Неужели это нормально? – рассуждает Алексей Михалев.

Важно отметить и другой немаловажный фактор. Во всенародных выборах глав районов в среднем принимают участие 30% населения. При большом количестве кандидатов «голоса расходятся» и получается, что за «всенародно избранного» главу района голосовало минимум избирателей. О каком доверии большинства избирателей и жителей муниципалитета может идти речь?

Даже после победы новый глава, выдвинутый лоббистскими группами, не может навести порядок в районе. Внутренние разборки в селах продолжаются, глава района тратит все силы и энергию на выяснение отношений, судебные разбирательства. На развитие района времени не остается.

Точки роста в районах

В связи с этим в декабре 2018 года в Народном Хурале РБ были приняты изменения в закон «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия». Помимо общенародных выборов, предлагается ввести вариант, при котором главу района выбирает представительный орган (совет депутатов) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Окончательное решение, какой вариант выбрать, принимает муниципалитет. Для разъяснения процедуры выборов по новым правилам мы обратились к зампреду НХ РБ Баиру Жамбалову.

- Новый вариант предполагает, что организуется конкурсная комиссия, которая на 50% состоит из представителей главы Бурятии, на 50% - из органов местного самоуправления (это могут быть как депутаты, так и представители общественности района). Обязательное условие - конкурсная комиссия формируется из компетентных людей, профессионалов в разных вопросах. Конкурсная комиссия сама выбирает председателя и секретаря. Когда объявляется конкурс на главу района, в течение месяца, согласно положению, принимаются заявки. Кандидаты на конкурсной основе представляют программу развития района. Представители конкурсной комиссии каждому кандидату задают вопросы. После рассмотрения конкурсная комиссия определяет двух лидеров и представляет имена в районный совет депутатов. Районный совет депутатов из двух выбирает одного. И он уже является избранным главой на конкурсной основе, - поясняет Баир Жамбалов.

Сейчас депутаты райсовета непосредственно влияют на выборы главы района. И, по мнению политолога Алексея Михалева, данный факт должен сбалансировать модель отношений между депутатами райсовета и будущим главой района. В первую очередь это связано с эффективностью в системе управления, во вторую - с реализацией дальневосточных проектов.

- Перед республикой стоит задача создать опорные точки роста в районах, на которые можно будет выделять деньги по программам Дальневосточного федерального округа. Значит, нужна эффективная модель управления, чтобы деньги, которые идут от ДФО, эффективно распределялись и реализовывались. Так, в Бурятии появятся новые объекты, будет создаваться инфраструктура и, наконец, решатся многие социальные проблемы, - считает эксперт.

Отметим, ряд районов Бурятии по решению районных советов уже перешли от прямого голосования к конкурсному отбору. В Хоринском, Заиграевском, Муйском и Северо-Байкальском районах система голосования отработана на практике.

- В состав конкурсной комиссии входили представители от главы Бурятии: эксперты из министерств экономики, сельского хозяйства, промышленности и торговли, образования, из администрации главы и правительства РБ. Мы увидели, что популисты не прошли этот фильтр, их сразу было видно. Отбор прошли только управленцы-хозяйственники, - подмечает депутат Баир Жамбалов.

Сравнить такой конкурсный отбор можно с подготовкой кадрового резерва в советское время.

- Людей растили: чтобы стать первым секретарем, он должен был пройти этапы партийного организатора, директора совхоза, председателя районного исполкома. Он обязательно должен быть вторым или третьим секретарем и пройти высшую партийную школу. Этот рост шел лет 15. И потом человек становился первым секретарем. По аналогии глава района и есть первый секретарь, - говорит зампред НХ Бурятии.

Растерянный потенциал

Если обратить внимание на социально-экономическое развитие районов, в которых несколько лет назад со скандалом проходили выборы глав, можно отметить несколько тенденций. Степень последствий в районах, несомненно, различается, однако невооруженным взглядом мы видим общие черты. Прежде всего, в социально-экономическом плане мы видим отставание в развитии. Так, Баргузинский район, один из самых перспективных в республике, с приходом непрофессионального главы Алексея Балуева растрачивает свой потенциал впустую. Сотрудники администрации разбегаются от такого начальства, действующий глава района в течение трех лет не может наладить отношения с депутатами райсовета, да и сам Алексей Балуев привык «умывать руки» при принятии важных решений. Все это, несомненно, негативно влияет на ситуацию в баргузинской долине.  

Близлежащий к столице Иволгинский район на протяжении последних 18 лет, вместо того чтобы демонстрировать пример для других районов, погряз в муниципальных интригах. Частые смены глав подорвали авторитет местной власти. А значит, применение новых подходов к ротации чиновников может открыть возможности для повышения эффективности органов местного самоуправления, а значит, вывести Иволгинский район на новый уровень.

Автор: Ася Селезнева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях