С каждым годом состояние «жемчужины Сибири» вызывает всё большее беспокойство у учёных, общественников и простых людей. Причин тому множество – обмеление, появление чужеродных водорослей, планы Монголии по строительству ГЭС на Селенге и её притоках, а ещё – загрязнение озера химикатами и фекалиями.
Масла в огонь подлила новость о строительстве очередного завода по розливу байкальской воды в иркутском посёлке Култук. Скандал вокруг него не утихал несколько недель. Петицию против предприятия на сайте Change.org подписало более 920 тысяч человек. В их числе – телезвезда Елена Летучая и светская львица Виктория Боня. А известный стилист, ведущий, актёр и певец Сергей Зверев даже устроил на Красной площади в Москве одиночный пикет в защиту священного озера. Теперь ему грозит штраф либо до сорока часов обязательных работ.
Жители Бурятии и соседи-иркутяне раскололись на два лагеря. Одни требовали остановить стройку и активно подписывали петицию, другие уверяли, что всё это – буря в стакане воды. Пока суд да дело, работы в Култуке «заморозили» «до устранения нарушений», выявленных в ходе проверок природоохранной прокуратурой и Росприроднадзором. Об этом в пятницу, 15 марта, сообщили в правительстве Иркутской области. Как выяснилось, инвестор – компания «АкваСиб» – преступил сразу два федеральных закона – «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления».
В тот же день в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая вопросам защиты Байкала. На встрече с журналистами Сергей Зверев подробно изложил свою позицию. То, что в Приангарье приостановили строительство завода, многие наши земляки поставили в заслугу именно «королю гламура». В Бурятии он уже стал чуть ли не национальным героем.
«Это не экзотика и это не дорого»
Тем временем ситуацию прокомментировал Николай Будуев, который представляет в нижней палате российского парламента интересы Бурятии и является зампредом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. На своей страничке в Facebook народный избранник заявил: строительство завода по розливу воды – «далеко не самое большое зло», угрожающее «сибирской жемчужине».
- У Байкала есть и другие, давно известные проблемы – более серьёзные и масштабные. Их не решить «лайками» и петициями. Это ликвидация последствий работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, бардак со строительством очистных сооружений, растущая туристическая нагрузка, браконьерство, – привёл пример парламентарий. – В последние годы к ним прибавились массовая гибель нерпы – точную причину до сих пор не установили, и цветение зелёных водорослей в прибрежной зоне.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию со спирогирой, Николай Будуев призвал пользователей соцсетей отказаться от синтетических моющих средств. Дело в том, что содержащийся в них фосфат действует подобно удобрению и способствуют росту водорослей. Чтобы защитить от них Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё три года назад перестали использовать «опасные» порошки, стеклоочистители и гели для мытья посуды.
- Именно выбросы фосфатов создают благоприятные условия для активного роста зелёных водорослей, которые губят Байкал. Они лишают верхние слои воды кислорода, а нижние – солнечного света. Не нужно ждать, когда бесфосфатные порошки запретят законодательно – вы просто можете отказаться от их покупки уже сегодня, – заявил депутат Госдумы. – Это не экзотика и это не дорого. В Улан-Удэ и Иркутске в обычных супермаркетах уже давно продаются моющие средства без фосфатов или с их пониженным содержанием. Рекламировать не буду. Когда в следующий раз пойдёте за покупками, просто вспомните, что килограмм фосфатного средства приводит к появлению 200 килограммов водорослей и не поленитесь прочитать состав на пачке.
Привлечь внимание к этой проблеме уже несколько лет пытаются экологи, учёные и активисты Общероссийского народного фронта. Осенью 2015 года на традиционной встрече «фронтовиков» с президентом страны Владимиром Путиным о погибающем Байкале рассказала иркутянка Любовь Аликина. Одновременно об ограничении оборота «опасных» порошков задумались в Роспотребнадзоре России. А инициатором этой идеи выступила Белгородская область.
- При большой концентрации фосфатов в водоёмах создается идеальная среда для сине-зелёной водоросли. Есть нормативы ВОЗ, при которых определённый уровень загрязнения ею является прямым противопоказанием для использования водоёма в качестве источника питьевого водоснабжения. Вода даже не подлежит очистке. И нормирования сброса фосфатов в России сегодня нет, – сообщила тогда глава федерального ведомства Анна Попова.
Она добавила, что с 2013 года содержание этих веществ в моющих средствах ограничено в странах Евросоюза.
- В нашей стране происходит медленная, ползучая, невидимая катастрофа, за счёт того что в шампуне, мыле и порошках применяются фосфаты. Из-за этого вода становится мёртвой. И проблему замалчивают те, за чьими спинами находятся производители этих моющих средств, получающие колоссальную прибыль, – поддержал Попову губернатор Белгородской области Евгений Савченко.