Продолжение интервью с известным в Калмыкии блогером Лари Илишкиным. Ранее он рассказал, какие народы Сибири родственны калмыкам.
- Эпоху феодальной раздробленности монгольской империи открыли ойратские князья. Как считаете, почему они не побоялись бросить вызов общемонгольским ханам – чингисидам?
- В материальном мире стремление к доминированию естественно. Ибо обладание властью предоставляет неограниченный доступ к материальным благам. По этой причине чуть ли не вся человеческая история состоит из междоусобных распрей. Монголосфера не исключение. Ойратская элита со времен Чингисхана находилась на вторых ролях. Когда пришло время, созрели условия и ойратские нойоны почувствовали, что могут стать первыми, они воспользовались ситуацией и предъявили свои права на главенство. Обычный исторический процесс. Ничего нового.
- В 1437 году ойратский правитель Тогон-тайша издал указ, обязывающий ойратов носить на шапках красные кисти. Это сделали для отличия от остальных монголов?
- Это одна из версий. Она долгое время была основной. Наверное, в силу того, что мы веками жили вдали и мало знали друг о друге. Недавно узнал, что в Монголии тоже вроде как носят. Хотя, честно признаться, никогда не видел, бывая на исторической родине. У калмыков улан зала важнейший атрибут. Она даже является основой герба нашей республики.
- В Калмыкии мы часто слышали выражение, вошедшее в песню «улан залата хальмг» - носящие красную кисть калмыки. Но у бурят, особенно у хори, красная кисть на шапке тоже непременный атрибут.
- Это еще одно доказательство близости калмыков и бурят.
- Один из самых тяжелых вопросов между монгольскими народами – вхождение в разные государства. Не раз приходилось читать в соцсетях о том, что халха монголы сами добровольно приняли подданство маньчжурского Китая. Мол, не им тыкать калмыкам и бурятам, вошедшим в Российскую империю. Что скажете как историк?
- Ну, это в наших традициях учить друг друга жизни. К счастью таких «багш» становится все меньше. Мы восемь веков тыкали друг в друга пальцем, указывая место оппонента и непременно желая быть тому старшим братом. Ну и посмотрите - до чего докатились. Необходимо отказаться от желания быть старшим. Не могу говорить за других, скажу за свой народ: ойратам не стыдно за то как они потеряли свою независимость. Поэтому никто не вправе укорять нас в чем-либо.
- Часто от калмыков можно услышать обиду за то, что халха монголы помогали маньчжурам истреблять их предков. Почему у нас такая долгая злопамятность?
- О том, что халхи были активными участниками геноцида ойратов, большинство калмыков даже не догадывается. Я вас уверяю. Как и большинство халхов. Те кто знает, естественно, не могут просто отмахнуться от данного факта. Но ненависти у калмыков нет. И это радует. Пришло время собирать камни. И вовсе не для того, чтобы снова бросать их друг в друга.
- Получается, что калмыки вошли в состав России раньше чем буряты. 14 февраля 1608 г. было официально оформлено добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России. Можно ли считать это появлением новой государственности - Калмыцкого ханства «Хальмг тангчи».
- Официальной датой вхождения является 1609 год. Но речь идет о согласии русского правительства принять у себя ойратов. Повторюсь, физически ойраты появились в Прикаспии позже. Причем, сначала Хо Орлюк прикочевал в среднее Поволжье, осадил Самару, дабы показать свою силу, хотя брать город не планировал. Затем, вопреки запретам московского правительства, калмыки спустились к Астрахани, переправились на правый берег Волги. В ответ на протест царя Алексея Михайловича Хо Орлюк написал ему: «Я эту землю саблей взял», то бишь мы ее отвоевали и теперь она наша. Калмыцкое ханство русским правительством было официально признано в 1664 году.
Продолжение следует