Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Создание модели социально-профессиональной адаптации обучающихся из категории детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в учреждениях СПО» прошёл 20 марта в Байкальском колледже туризма и сервиса.
Не адаптированы к жизни и обучению
По словам замдиректора по воспитательной работе Анастасии Суворовой, необходимость в сопровождении такой категории детей в республике назрела давно, а пример красноярских коллег доказал – осуществить это вполне реально.
- Идея проведения такого мероприятия у нас возникла в Иркутске на научно-практической конференции, где был представлен опыт работы с категорией студентов относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - говорит Анастасия Суворова. – Особенно нас волнует категория детей из детских домов. Директор Дивногорского техникума поделилась опытом реализации иновационного проекта «Создание модели социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненой ситуации, на базе учреждений среднего профессионального образования Красноярского края». В 2016 году при объединении учебных заведений, которое проходило по всей стране, в их тихое маленькое учебное заведение одномоментно попало очень много сирот. Техникум столкнулся с рядом проблем, среди которых был значительный рост преступности. Тогда методом мозгового штурма сотрудники техникума решили, как изменить ситуацию, что сделать, чтобы ребята адаптировались, получили образование и нашли себя. Теперь спустя три года их идеи внедряются во всех учебных заведениях Красноярского края.
Проект наставничества вызвал большой интерес у руководства Байкальского колледжа туризма и сервиса, поэтому было решено провести аналогичный семинар в его стенах с участием представителей филиалов колледжа. На семинар также прибыли практически все учреждения среднего профессионального образования республики, представители детских домов и реабилитационных центров.
- Для себя мы нашли ответы на вопросы о взаимодействии детских домов с учебными заведениями и о внедрении наставничества. Это очень интересный, колоссальный опыт. Ведь в нашем колледже много детей из неполных и многодетных семей, из неблагополучных семей и детей-сирот. Думаю, что если такой институт наставничества в полном объеме будет внедрен, то и мы получим хороший результат, - говорит Анастасия Суворова.
По её словам, в работе с такой категорией учащихся нередко приходится сталкиваться с проблемами. К примеру, дети, поступающие на обучение из детских домов, как правило, не готовы к обучению и самостоятельной жизни. До момента поступления не проводится их ранняя профориентация. Многие из ребят просто не знают, кем станут и что представляет из себя та или иная профессия/специальность. По этой и другим причинам теряют интерес к учёбе ещё на старте.
Полезные инструменты
Как говорит руководитель Тарбагатайского филиала Байкальского колледжа туризма и сервиса Анна Буторова, до недавних пор в Бурятии не было чёткой модели сопровождения детей-сирот, поступающих в учреждения СПО. Теперь же стало понятно, какой она должна быть, как воплотить её в жизнь и кто должен в этом участвовать.
- Сегодня становится понятно, как изменить ситуацию (причём не только в системе взаимодействия образовательного учреждения и ребёнка, но и со стороны органов опеки, детского дома), как происходит психологическая поддержка таких ребят и как решить вопрос с их дальнейшим трудоустройством, - говорит Анна Буторова.
Социальный педагог Онохойского филиала Бурятского республиканского техникума автомобильного транспорта Надежда Беликова уверена, что основные направления, по которым работают её коллеги из Красноярского края, можно внедрить в условиях Бурятии.
- Наставничество заключается в работе с детьми-сиротами, которых достаточно много на сегодняшний день. Всем им требуется наставник, который будет помощником в любых трудных жизненных ситуациях, - говорит директор Байкальского колледжа туризма и сервиса Баир Хубисхалович Ангуров. – Тема эта довольно обширна и очень сложна, ведь таким детям трудно не только учиться, но и жить.
Получив опыт передачи доброты, обучения и социализации, дети непременно найдут свой путь в жизни, а также передадут этот позитивный опыт дальше, уверены участники семинара.