В начале февраля этого года стало известно, что под Санкт-Петербургом волонтеры нашли останки красноармейца из Бурятии Ивана Лаврентьевича Щербакова. В считанные часы эта новость облетела всю республику. За несколько дней благодаря неравнодушным людям, возможностям Интернета и СМИ нашлись как близкие, так и дальние родственники Ивана Лаврентьевича. Редакция infpol.ru решила восстановить всю хронологию событий и узнать подробнее о жизни и семье погибшего солдата.
Подготовка этого материала заняла у корреспондента не одну неделю. Мы посетили близких и родных Ивана Щербакова, съездили на его малую родину и узнали, с какого века начинается его род.
«Последняя его проводила и первая узнала, что нашли его останки»
Одной из первых, кто узнал о найденных останках бойца, стала 94-летняя Екатерина Николаевна Борцова (в девичестве Щербакова). Она приходится дальней родственницей Ивану Лаврентьевичу. И волею судьбы она оказалась последней из их семьи, кто видел красноармейца. Екатерине Николаевне в 1943 году было всего 18 лет, и она работала в местном госпитале. Ту последнюю встречу с нашим героем она помнит до сих пор.
Екатерина Николаевна описывает Ивана Лаврентьевича, как невысокого, но симпатичного и стройного молодого человека. А из душевных качеств она выбрала отличительное – доброту, которая, кстати, присуща всей семье Щербаковых.
- Щербаковы все деловые были, но добрые. И он тоже (Иван Лаврентьевич. - Прим. авт.), и Акулина, сестра его. Они такие добрые… А Иван еще был с юмором, - вспоминает Екатерина Николаевна.
Рассказали ей о найденном родственнике дочь Ольга и внучка Ира.
- У меня внучка живет недалеко. У нее есть Интернет. И Ира мне звонит и говорит: «Баба, здесь нашли останки Щербакова под Ленинградом». Может, говорит, наш какой-нибудь родственник? А как зовут, спрашиваю. Говорит: Иван Лаврентьевич. И всё! Я поняла, что это наш. Позвонила туда (в Санкт-Петербург, координатору поисковых групп Кристине Соболевой. - Прим. авт.) и рассказала, как все было. Потом в Барыкино (родное село Ивана Щербакова в Тарбагатайском районе. - Прим. авт.), там живет моя сестра Катя, 1937 года рождения. И я у нее спросила, помнит ли она Ивана Лаврентьевича. Она сказала, что не помнит, а его жену Глафиру помнит, так как жили в соседних домах. Они ей помогали в свое время. А потом об Иване Лаврентьевиче узнали все, - объяснила Екатерина Николаевна.
К сожалению, у Ивана Щербакова не было детей. Но была сестра Акулина, которая с семьей проживала в Улан-Удэ. По словам Екатерины Николаевны, она до замужества и последующего переезда постоянно бывала в гостях у семьи Акулины.
- Она жила на улице Профсоюзной. Лина вышла замуж за Сергея Фастовича Грудинина, у них двое детей родилось: Катя и Нина. Я с этой семьей общалась, дружила. Потом я вышла замуж, стала Борцовой, и мы переехали в Оренбургскую область, - добавила Екатерина Николаевна.
Спустя время Борцовы вновь вернулись в Улан-Удэ. Но общение с родственниками прервалось. Однако благодаря последним событиям, связанным с Иваном Лаврентьевичем, семья Екатерины Николаевны смогла установить связь с близкими родственниками бойца. И сейчас семьи постоянно ходят друг к другу в гости. Кстати, о ближайших родственниках…
Где же Ванюша?
Нина Сергеевна Пнёва (в девичестве Грудинина) - одна из племянниц Ивана Лаврентьевича. Ее младшая сестра, Екатерина Сергеевна, ушла из жизни несколько лет назад. Про дядю Ивана Лаврентьевича Нина Сергеевна практические не помнит, поскольку, когда он уходил на фронт, она была совсем маленькой девочкой (сейчас ей 80 лет). Однако женщина помнит, как ее мать Акулина Лаврентьевна ждала своего брата.
- Мама ждала Ивана Лаврентьевича. Она все спрашивала: где же Ванюша, когда он придет? Я ей в ответ говорю, что Ванюшка же пришел. Но я имела в виду Ивана Федоровича – он приходится сводным младшим братом мамы и Ивана Лаврентьевича. А про старшего дядю Ваню я слышала, но плохо его помню, - поделилась Нина Сергеевна.
Пенсионерка узнала о судьбе своего старшего дяди благодаря усилиям сына Юрия Пнёва и племянницы Елены Черкун. Мы встретились с Еленой и узнали, как они открыли для себя судьбу своего родственника.
- У нас на самом деле получился целый детектив. Я думала, что так в жизни, наверное, не бывает. Началось все с того, что моя дочь, которая живет в Новосибирске, пересылает мне сообщение, что под Питером нашли останки Ивана Лаврентьевича Щербакова и кто-то хочет связаться со мной. У меня аж волосы зашевелились. Понимаете, Иван Лаврентьевич был чуть ли не единственным в нашей семье, скажем так, «белым пятном», поскольку мы о нем не так много знали. И тут просто знак свыше, - рассказала нам внучатая племянница.
Затем Елена связалась с главой поселения, где родился Иван Лаврентьевич, Ниной Мамонтовной Щербаковой.
- Собственно, благодаря ей у нас все закрутилось, и она стала между нами той самой связующей нитью. Она у меня тогда спрашивала про Екатерину Николаевну Борцову. На тот момент я даже не догадывалась, кто это. Затем про Екатерину Николаевну мне рассказала питерская общественница Кристина Соболева, которая самая первая дала объявление о поисках родственников. И понятно, что мы не могли не познакомиться с Екатериной Николаевной, - продолжила Елена Черкун.
Женщина отметила, что в их семейном альбоме была единственная «безымянная» фотография. И Елена вместе со своим двоюродным братом нашла номер Екатерины Николаевны. Они взяли альбом и отправились к ней в гости. И, как вы уже, наверное, догадались, Екатерина Николаевна узнала человека на том снимке – это был Иван Лаврентьевич Щербаков.
- Просто замечательно, что есть живой человек, который все это помнит, - добавила родственница красноармейца.
Близкие бойца связались и с Кристиной Соболевой, о которой мы говорили выше.
- Она рассказала, что в мае нашли останки и обрывки красноармейской книжки. Посчитайте, 76 лет всё пролежало в земле, было трудно прочитать. Вообще эту книжку нашел волонтер Александр Лазарев, который очень хотел восстановить имя бойца и настаивал на экспертизах. Кто-то бы отказался, ведь чужой человек по идее. А он настаивал. И 1 февраля они восстановили имя. И после этого Кристина начала поиски и все завертелось, - пояснила женщина.
В заключение Елена рассказала, что еще до того, как случилась история с найденными вещами и останками Ивана Лаврентьевича, они семьей хотели съездить в Санкт-Петербург. А здесь, как говорится, сам бог велел.
- Мы теперь едем не просто провести каникулы, но и посетить место захоронения Ивана Лаврентьевича. Это, наверное, судьба. Я благодарна волонтерам. Они пообещали, что встретят нас, покажут место захоронения, передадут все вещи, - резюмировала Елена.
«Там, где обнаружены останки Ивана Щербакова, каждый год находят до 30 солдат»
Материал был бы неполным, если бы мы не рассказали о тех, кто, собственно, нашел останки Ивана Лаврентьевича.
Поисковый отряд из Санкт-Петербурга «Старая гвардия» существует уже более 10 лет. Руководит им Юрий Горячев. В этом отряде семь мужчин.
- Кто-то в жизни военный врач, кто-то спасатель, кто-то простой рабочий, но всех их объединил именно поиск солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. В основном они работают на территории Кировского района Ленинградской области и раз в год выезжают в Мурманскую область, - пояснила нам координатор поисковых отрядов северной столицы Кристина Соболева.
По ее словам, очень много имён погибших защитников Отечества бойцы поискового отряда установили благодаря тому, что находили медали «За отвагу». По номерам на медалях можно было установить, кому принадлежит награда. Для этого необходимо обратиться в Центральный архив Министерства обороны РФ.
- Там, где обнаружены останки Ивана Щербакова, а это Кировский район Ленинградской области, каждый год находят до 30 солдат. Это большое поле. На момент гибели Ивана (17 августа 1943 года) на данной территории проводилась Мгинская наступательная операция. Это операция советских войск Ленинградского и Волховского фронтов против немецкой 18-й армии. Тогда средние потери составляли около 2,5 тысячи человек в день, - отметила Кристина Соболева.
Добавим, что из личных вещей Ивана Щербакова поисковики нашли красноармейскую книжку, нательный православный крестик, кошелек с монетами, армейскую фляжку и гребешок для расчесывания волос.
История семьи начинается с XVII века
Еще одним пунктом нашего журналисткого расследования стал визит к Наталье Лесковой. Женщина также является родственницей Ивана Щербакова, но здесь нас заинтересовало немного другое. Оказывается, Наталья серьезно и кропотливо занимается составлением генеалогического древа своей семьи. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что первое упоминание о предке нашего героя датируется началом XVII века.
- Со стороны матери Ивана Лаврентьевича, Феоктисты Грудининой, первым был казак Микифор Грудинин из Енисейска. Родился он примерно в 1600 году. У него было три сына: Артемий, Петр и Прокопий. У Прокопия был сын Федор (1670 - 1717). Согласно данным архива, Федор Прокопьевич Грудинин в 1714 году вместе с сыновьями Григорием и Иваном перебрались из Енисейского уезда в Селенгинск. И именно Иван Федорович (1696 г.р.) и есть наш дальний предок по Грудининым, - объяснила нам Наталья Лескова.
Первое же упоминание о Щербаковых - предках Ивана Лаврентьевича со стороны отца Лаврентия Ивановича - датируется 1722 годом. Уже тогда, как указано в документах, они жили в Селенгинске.
Согласно официальным документам, и Грудинины, и Щербаковы перебрались в село Барыкино в первой половине XIX века.
Несколько лет упорного труда, хождение по архивам, поднятие документов, привлечение историков привели к тому, что Наталья составила практически всю свою родословную. Только вдумайтесь: она смогла восстановить девять поколений (до Ивана Лаврентьевича). Эти поколения насчитывают 12 фамилий и около 500 человек.
Малая родина «профессора»
Родина погибшего под Ленинградом бойца село Барыкино находится примерно в 100 км от столицы Бурятии в Тарбагатайском районе. Мы решили съездить туда и узнать, чем сейчас живет село.
Оказалось, что в сельское поселение «Барыкинское» сегодня входят два села: Барыкино и Харитоново. Точной даты основания Барыкино нет, но, по словам местных жителей, первые жильцы здесь появились приблизительно в середине XVIII века (около 1750 года).
Сейчас здесь проживают примерно 450 человек. Подавляющее большинство имеет свое хозяйство, за счет этого и живут. Многие ездят на работу вахтовым методом. Приятно удивило, что в селе есть СПК «Колхоз «Авангард». Люди занимаются земледелием - выращивают хлеб.
- Вообще мы живем одной большой семьей. У нас есть школа, детсад, два магазина, библиотека, администрация, дом культуры. Работники дома культуры талантливые люди, проводят множество мероприятий, участвуют в разных республиканских конкурсах, привлекая местных жителей. Они в почете не только в районе, но и в республике. Кроме того, они являются председателями ТОСов. Администрация помогает ТОСам, предоставляет земельные участки под строительство. В течение последних четырех лет они привлекли в бюджет поселения более одного миллиона рублей. На эти деньги были построены православная церковь Иннокентия Иркутского, пожарный бокс, детские и спортивные площадки, отремонтированы все водокачки. Проблемы в поселении, конечно, есть. Одна из них - нехватка рабочих мест, поэтому молодежь и уезжает. Но ничего, мы справляемся. Сейчас ждем молодого фельдшера, коренную жительницу, после защиты диплома она возвращается в родное село, - рассказала нам Нина Щербакова, глава села Барыкино.
Отметим, Нина Щербакова приняла непосредственное участие в поисках родственников нашего героя. Именно к ней сначала обратились поисковики, а она уже посредством всемирной паутины смогла найти родных красноармейца – вышла на внучатую племянницу Елену Черкун.
Про самого же Ивана Щербакова в селе знают немного, но, как рассказала нам библиотекарь местного дома культуры Екатерина Перфильева, которая занимается историей села, его все звали «профессором».
- Он работал у нас ветврачом. Бабушка одна у нас была и помнила, что его «профессором» звали. Жена Ивана Лаврентьевича – Глафира – занималась домашними делами. Детей у них не было. После того как пришла похоронка, она уехала в свое село – Барыкино Ключи, - рассказала Екатерина Перфильева.
Если чуть углубиться в историю села, то окажется, что на фронт из Барыкино ушло, по словам Екатерины Перфильевой, около 100 человек. Вернулась половина.
- В годы Великой Отечественной войны население села Барыкино занималось хлебопашеством, сенокошением, рыболовством на реке Хилок, звероловством в окрестных лесах, выращиванием картофеля, перевозкой продуктов и товаров в другие селения и т.д.,- рассказал нам кандидат исторических наук Александр Пашинин.
В 1972 году в Барыкино благодаря самим жителям появился памятник солдатам, отдавшим жизнь за Родину. Добавим, что на памятнике выгравировано имя Ивана Лаврентьевича Щербакова. Каждый год на День Победы взрослые и дети вспоминают тех, кто обеспечил им светлое небо над головой.
Кстати, в планах села провести реконструкцию монумента и установить там Вечный огонь. Если у читателей infpol.ru есть возможность оказать помощь сельчанам, обращайтесь в администрацию села Барыкино по телефону 8 (30146) 58-2-22.
Вместо заключения
Это история одного солдата, который мог остаться неизвестным для своих близких и родных. Это история о том, как семья смогла найти своего родственника. Это история о том, что ничего не бывает случайным. Это история о памяти и уважении. Это история Ивана Лаврентьевича Щербакова (1910 - 1943). 8 мая 2018 года его останки были захоронены на воинском мемориале «Новая Малукса» в Ленинградской области.
Справка infpol.ru
По данным Совета ветеранов Бурятии, в годы Великой Отечественной войны из республики было призвано около 120 тысяч человек. Приблизительно 43 тысячи погибли на полях сражений (туда же входят те, кто числятся пропавшими без вести).