Начало 2017 года ознаменовалось чередой отставок: за две недели свои посты покинули пять российских губернаторов. До этого федеральные СМИ включили их в число потенциальных кандидатов «на вылет». Не стал исключением и бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын. На смену ему пришёл Алексей Цыденов, который в течение полугода руководил регионом с приставкой и. о и одержал убедительную победу на выборах.
За эти два года власть обновилась и в ряде других регионов. А на минувшей неделе СМИ сообщили, что страну накроет новая волна губернаторских отставок. И отчасти прогнозы сбылись – со своими креслами уже распрощались Александр Бердников (Алтай), Борис Дубровский (Челябинская область) и Алексей Орлов (Калмыкия).
Напомним, после назначения Алексея Цыденова врио главы республики кто-то из экспертов охарактеризовал его как «молодого технократа», а кто-то – как «кота в мешке». Политологи неоднократно предрекали ему сложности с местной элитой и трудности на выборах – как и некоторым другим «ставленникам» президента страны Владимира Путина.
«Мужчины в самом расцвете сил»
Работу губернаторов так называемого «путинского призыва» недавно проанализировали в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ). Политологи составили подробный портрет современного главы региона – начиная от среднего возраста (48 лет) и заканчивая личными качествами. Так, по мнению специалистов, всем руководителям субъектов присущи стремление к развитию и повышению компетенций, а также «свежий взгляд» и новый подход к решению проблем и поиску точек роста. А ещё это «хозяйственники», имеющие управленческий опыт и сосредоточенные на конкретных социально-экономических задачах региона.
Как сообщает ИА «Федерал Пресс», губернаторы в возрасте 48 лет – «мужчины в самом расцвете сил». А потому один из важных принципов современной кадровой политики заключается не столько в омоложении, сколько в обновлении. «Путинские» ставленники – люди высокообразованные. У некоторых по несколько дипломов о высшем образовании. Многие обучались за рубежом и по программам МВА (магистр делового администрирования – прим. авт.)
- Для нового поколения знания – это инструмент повышения эффективности, новых подходов, которые позволяют по-новому взглянуть на управление регионами, общаться с гражданами, использовать Интернет и социальные сети. Есть спрос на постоянное повышение квалификации, – отмечает руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.
Важная особенность губернаторов новой формации – их бэкграунд. Во-первых, у 24 из них есть опыт работы на федеральном уровне – это вдвое больше, чем ещё десять лет назад и, по мнению экспертов, очень важно для развития регионов. Даже простым жителям уже понятно, что руководитель субъекта должен уметь «договориться с федеральным центром», получить финансирование или, к примеру, войти в пилотный проект.
Во-вторых, чтобы возглавить регион, мало иметь какой-то уникальный опыт, «моноопыт» – гораздо важнее «комплексные управленческие навыки», считает Екатерина Соколова. Это говорит о трансформации образа губернатора-хозяйственника: современный руководитель должен уметь и управлять, и договариваться с федеральным центром и бизнесом, и общаться с простыми людьми.
В последних назначениях прослеживается ещё один фактор – в регионы нередко приходят «неваряги». Но это необязательно люди, родившиеся там. Они могли учиться, работать либо сделать карьеру на своей «вотчине». ИА «Федерал Пресс» приводит несколько примеров – Дмитрий Азаров (Самарская область) и Максим Решетников (Пермский край). Оба построили карьеру на местах, затем получили опыт на федеральном уровне, обросли связями и вернулись обратно уже в качестве губернаторов.
Впрочем, зачастую губернаторами становятся люди, «компетенции которых лучше всего подходят для решения самых сложных проблем на местах». В их числе – Сергей Носов (Магаданская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Валерий Лимаренко (Сахалин), и Александр Цыбульский (Ненецкий АО).
- Нужно отдать должное и локальному патриотизму – для многих субъектов это тоже важно. Это учитывалось при назначении, например, популярного в Калмыкии Бату Хасикова, – отмечает издание.
Семь подвигов
Эксперт Пётр Кирьян акцентировал внимание на основных вопросах, которые удалось решить губернаторам «призыва 2017-2018 годов». В его представлении это настоящие подвиги, ведь проблемы настолько застарелые, что казались неразрешимыми.
Так, Станиславу Воскресенскому (Ивановская область) удалось наладить партнёрство с естественными монополиями, решить ряд проблем в дорожной и транспортной сферах, а Дмитрию Артюхову (Ямал) – привлечь деньги со стороны профильных инвесторов. Александр Цыбульский (Ненецкий АО) смог найти средства на переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Опыт Дмитрия Азарова (Самарская область) и его команды в части использования современных методов отбора проектов городской среды и введения принципа инициативного бюджета уже стали примером для других субъектов.
Без внимания авторы доклада не оставили и Алексея Цыденова. В заслугу главе Бурятии поставили то, что проблема «хищнической рубки леса и вывоза его в Китай» практически решена.
Мотивированные на результат
По мнению политолога Екатерины Курбангалеевой, высокая мотивация на результат, на развитие вверенного региона – ещё один из основных признаков губернаторов новой формации.
- Люди приезжают заряженные, все хотят продемонстрировать свои управленческие компетенции, – пояснила она.
Кроме того, Курбангалеева считает, что нынешние главы регионов лучше своих предшественников понимают «существующие федеральные финансовые механизмы», плотнее работают с фондами, которые занимаются софинансированием тех или иных проектов, лично знают многих министров и глав госкорпораций. В этом плане им, безусловно, проще.
Молодые руководители субъектов помогает фактор личного знакомства – они все общаются друг с другом, делятся своими наработками, выстраивают совместные планы. Но, с другой стороны, между ними прослеживается и конкуренция, особенно между соседями – каждому хочется, чтобы какое-то ноу-хау было реализовано именно на его территории.
А ещё губернаторы «путинского» призыва активно используют как инструмент территории опережающего развития (ТОРы), механизмы государственно-частного партнёрства, вводят новые подходы к кадровой политике и формированию комфортной городской среды, меняют отношение к отечественному производителю плюс пересматривают позиционирование вверенных им регионов. Повышенное внимание приковано к эффективности расходов. Прежде всего, это касается вопросов строительства и содержания дорог и развития системы здравоохранения.
Пожалуй, в каждом субъекте можно найти положительные управленческие практики, внедрённые новыми главами и их командами. Эти практики, по словам политолога Дарьи Кислицыной, «влияют на повышение доверия к власти со стороны населения» и «сокращают дистанцию» между ней и обществом. Среди ключевых трендов успешных практик эксперт назвала решение конкретных проблем, развитие человеческого кадрового потенциала и новые форматы коммуникации.
Есть и ещё один любопытны момент. «Главным заказчиком деятельности любого губернатора является население», считает управляющий директор ЭИСИ по взаимодействию с экспертным сообществом Фирдус Алиев. Поэтому оценивать работу каждого нужно не ранжированием, не многочисленными рейтингами, а уровнем доверия и поддержки жителей.
По словам политолога Петра Кирьяна, для всех и. о. руководителей регионов базовыми принципами работы стали поездки по своей «вотчине» и встречи с людьми. И это очень важно для них самих.
- Чем дальше от Москвы, тем чаще люди замечают, приезжал к ним врио или нет. Но это не цифры готовности идти голосовать за врио, а цифры удовлетворённости населения, – уверен Кирьян.
Оценка деятельности губернатора населением зачастую влияет на решение вопроса о смене власти. Так произошло, например, в Севастополе, где почти 80% населения выступили за отставку Сергея Меняйло. Это был запрос снизу – и в Москве его услышали. Позитивные изменения произошли практически во всех территориях. По мнению политолога Екатерины Соколовой, социологические исследования показывают, что в большинстве регионов, где обновилось руководство и управленческие команды, «фиксируется рост социального оптимизма».