В этом году Ивану Яковлевичу Шадрину исполнится 93 года. В военные годы он был стрелком-радистом и совершал боевые вылеты, добивая остатки фашистских войск. А в гражданской жизни – он и высокого класса ветеринарный врач. Корреспондент «Информ Полиса» побывал в гостях у ветерана.
Семнадцатилетний стрелок-радист
Небольшая комната. Уютное кресло. На стенах фотографии правнуков. А верху на стеллаже в самом центре красуется модель пикирующего бомбардировщика. Именно с этим самолётом связаны все военные воспоминания Ивана Шадрина.
Иван Яковлевич родился в Кяхтинском районе, часть которого в 30-е годы была отнесена к территории Монголии. Отец работал в Улан-Баторе на мясокомбинате, и, едва окончив 7 классов, Иван отправился на учёбу в столицу Монголии. Там он отучился в школе ФЗО на слесаря и в 17 лет был призван в ряды Красной армии.
- Шёл 1944 год. Мне оставалось несколько месяцев до 18 лет, но меня всё равно забрали в армию, - вспоминает ветеран. – Сначала мы поехали в Забайкалье в школу младших авиаспециалистов, где выпускали воздушных стрелков-радистов, оружейников, мотористов самолёта. С детства моей мечтой было стать лётчиком, а потому я пошёл в мотористы. Думал, что так быстрее летать начну.
Однако юношу записали в стрелки-радисты. После девятимесячного обучения 30 из 200 выпускников авиашколы, в том числе и юного Ивана, направили прямиком на Западный фронт. Новый, 1945 год солдаты встретили в дороге.
- Я попал в Казань, где формировался полк пикирующих бомбардировщиков. Надо сказать, что эти самолёты в войну сделали большое дело! Вражеским истребителям было не просто их сбить, - рассказывает Иван Яковлевич. – В пике дошёл до цели – отбомбился, а дальнейшая задача – вернуться живым на базу. Кто успел набрать высоту, тот спасся. Ну а кто не смог, тот летит обратно бреющим полётом. Случалось, что и с вражеским самолётом кружиться в воздухе приходилось.
За штурвал самолёта Иван так и не сел, но отважно выполнял другую важную задачу.
- Вот мы летим и смотрим кругом. Наготове у тебя два пулемёта – верхний и нижний. Надо сказать, что в то время немцам было не до нас, они отступали. Мы бомбили большие скопления вражеских войск и переправы. Немцы редко атаковали, но наши всегда были готовы прикрыть или вступить в бой, - говорит ветеран.
Разбомбили за два часа
А в конце мая 1945 года его и других солдат стали распределять в морфлот. Но Иван попросился на Дальний Восток, где назревала война с Японией. Командир дал добро, и с другими солдатами Шадрин уехал на другой конец страны.
- Я попал радистом в 238-й полк пикирующих бомбардировщиков. Экипаж самолёта – три человека: лётчик, штурман и радист, - говорит Иван Яковлевич. – Мы каждый день готовились к назревающей войне – в 4 утра боевая тревога, готовили машины, стреляли в тире.
8 августа в два часа ночи был получен приказ о наступлении на Японию. В бой двинулись наземные войска. А в четыре часа приказ пришёл и авиации.
- Мы долетели до границы. И тут по рации нам сообщают: «Ваша цель занята, возвращайтесь на базу». И целиком наш полк развернули. Вот как наши наземные войска отработали! За два часа разбомбили первую оборонительную полосу японцев и прошли дальше. Нам даже ничего не оставили, - с гордостью вспоминает ветеран.
Ну а дальше летать эскадрильями уже не приходилось. Достаточно было двух-трёх самолётов, чтобы помочь наземным войскам добомбить врага с воздуха. Прошёл месяц, и война завершилась.
- Нельзя сказать, что всё у нас гладко было, - рассказывает Иван Яковлевич. – Один раз японцы подбили самолёт нашего полка с зенитки. Высота была небольшая, рулевое управление целое, и он постепенно снижался. Ребята спрыгнули с парашютом и потом два месяца выбирались полуживые через тайгу. Но выжили и дошли.
Секретная служба
Вскоре после войны всех радистов вызвали на сборный пункт. Там отбирали хороших специалистов для работы в разведке на новейших самолётах Туполева. И Иван отправился в Хабаровский край, где учился работать на новом самолёте и пользоваться новой аппаратурой – разведывательным фотоаппаратом. Тогда же началась война США с Кореей. С полка, где служил Шадрин, на место боевых действий Советский Союз направил пять самолётов в помощь корейцам.
- Наша задача была фотографировать вражеские позиции с высоты шесть тысяч метров. И ни в коем случае нельзя было первыми открывать огонь, - отмечает он.
Так прошли пять лет службы, после которых Ивана ждал «дембель». Но радисты в то время были на вес золота, и потому Шадрина не отпускали со службы ещё два года.
От радиста до ветеринара
Наконец, в 25 лет он приехал в Улан-Удэ. Позади – семь классов школы, ФЗО, семь лет армии и большой опыт радиста. Впереди – неизвестность и неопределённость.
В поисках работы Иван наткнулся на объявление, где требовались радисты в геологоразведку в Монголию.
- Я поработал там год, и мне стало скучно. Потому что все ребята там после институтов, образованные. А у меня всего лишь семь классов образования, - с улыбкой вспоминает Иван Яковлевич. – Тогда я решил самостоятельно учиться. Съездил в Улан-Батор, купил учебники за 8 - 10 классы.
Полтора года самостоятельной учёбы дали свой результат. В 27 лет Иван поступил в Монгольский государственный университет, где сдал все экзамены на «отлично» и поступил на ветеринара.
- Я в детстве сильно простудился, и меня от гибели спас именно ветеринар. Поэтому я решил отдать долг этой профессии, - улыбается Иван Яковлевич.
После диплома работал в Селенгинском районе и Иркутской области, зарекомендовав себя высоким специалистом.
Последнее место работы – Госветсаннадзор на границе и транспорте, где Иван Яковлевич был начальником. И на заслуженный отдых ветеран ушёл в 73 года.
С женой Иван Яковлевич прожил более 50 лет. Супруги не стало девять лет назад. А два года назад случилась другая страшная трагедия – умер единственный сын.
- Врачебная ошибка, неправильный диагноз, - вздыхает Иван Яковлевич.
Сегодня радость ветерану доставляют его любимые четыре правнука, фотографиями которых уставлена квартира. Да и наш герой не привык унывать.
Летом ему исполнится 93 года, и главный секрет долголетия ветерана – жизнь в движении.
- Я с девяти лет на охоту ходить стал, и на лыжах любил бегать. 25 километров в день минимум, - рассказывает он.
Без сомнения, Иван Шадрин – пример человека большой силы воли и стойкого характера. Наверное, именно эти черты не позволили ему ни разу отступить назад и добиться высоких целей в своей жизни.