На нем было принято решение поручить Сибирскому отделению РАН, по согласованию с руководством Республики Бурятия и Иркутской области, а также Министерством природы РФ, создать рабочую группу для анализа лучших и доступных технологий водоочистки, на которые следует ориентироваться на Байкале, и предложить научно обоснованные коррекции в приказ № 63 по нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах.
Приказ № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» был утвержден Министерством природы РФ и действует с 2010 года.
Главная проблема, которой было посвящено обсуждение, — поиски золотой середины между двумя точками зрения. С одной стороны — необходимость строительства водоочистных сооружений, которые нужны, но их проекты зачастую не проходят экспертизу по достигаемым степеням водоочистки в связи с установленными для Байкала весьма строгими нормативами по предельно допустимым концентрациям вредных веществ в сбросах. С другой — законодательно закрепленная обязанность ни в коем случае не навредить Байкалу. Аргументы обеих точек зрения просты: с одной стороны — «Нужно повысить показатели ПДК и дать возможность построить хоть что-то, ведь есть места, где стоки вообще не чистятся, а если чистятся, то на устаревших объектах!», с другой — «Ни в коем случае так делать нельзя, это может привести к непредсказуемым последствиям, ведь уже сейчас экологическая ситуация на Байкале оставляет желать лучшего!»
Научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН академик Игорь Вячеславович Бычков прокомментировал: «Когда-то очень давно академик Михаил Александрович Грачёв сказал очень простую вещь: что такое предельно допустимая норма воздействия по сбросам? Очевидно, что есть какой-то порог, превысив который мы навредим экосистеме и людям, живущим в тех местах. Однако предугадать, где этот порог, в случае с Байкалом очень сложно». Игорь Бычков привел такой пример: в самом озере растворен колоссальный объем природного фосфора, ускоряющего фотосинтез и тем самым рост водорослей. Однако понять, будет ли то количество, которое сбрасывают люди, той самой соломинкой, которая переломила спину верблюду, практически невозможно, каким бы глубоким и комплексным ни было изучение Байкала. «Мы не способны предугадать, какая по счету тонна фосфора запустит триггерный механизм и приведет к тому, что вся экосистема озера “сломается”, — тогда мы ее точно не “отремонтируем”», — сказал академик Бычков.
С другой стороны, по его словам, есть понимание: Байкал — не только объект, который нужно сохранять для далеких потомков, но и место, где сейчас живут люди и куда приезжают туристы. «Из всего сказанного следует, что мы должны найти наилучшие доступные технологии, которые обеспечат максимальную очистку стоков. Таких технологий много, их надо проанализировать в зависимости от условий использования (количества жителей, наличия или отсутствия системы централизованного водоснабжения и канализации) и с учетом экономической целесообразности. После чего сделать выводы: какова реальная ситуация, от каких вредных компонентов и до какого их содержания в стоках можно чистить. Именно эти значения и следует ставить как законодательно регламентируемые требования. Иными словами, нужен полностью обоснованный подход», — подчеркнул Игорь Бычков.
Глава Совета СО РАН по проблемам озера Байкал академик Валентин Николаевич Пармон отметил, что выработанная на заседании позиция очень конструктивна. «Есть законы, и их мы обязаны не нарушать, — сказал он. — Однако они, в свою очередь, не должны препятствовать созданию тех водоочистных сооружений, строительство которых уже запланировано». Для этой дилеммы, по мнению Валентина Пармона, есть различные пути решения. В частности, ученый напомнил о том, как внедрялись экологические стандарты по бензину и дизельному топливу: «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». «Последний класс — это очень чистые топлива с экологической точки зрения, — пояснил академик Пармон. — Для того чтобы их производить, надо было реконструировать огромную инфраструктуру нефтепереработки. Поэтому была принята программа введения сначала стандарта “Евро-3”, затем, через несколько лет — “Евро-4” и только потом “Евро-5”. Выполнялось это с помощью постановления правительства РФ о введении строгих технических регламентов на производство моторного топлива. В ситуации с Байкалом, видимо, нужно делать то же самое: трудновыполнимый приказ № 63 остается незыблем, но дополняется последовательностью реализации этих нормативов».
«Необходимость внесения изменений в приказ № 63 назрела, — для того, чтобы можно было реализовать более эффективную очистку сточных вод на Байкальской природной территории с учетом особенностей зонирования, — резюмировал Игорь Бычков. — Однако эти изменения должны быть не просто формальными с точки зрения того, что ученые уточнили какие-либо цифры. Рабочая группа, которая будет создана, после всестороннего анализа сможет предложить определенные показатели, основываясь на реальных доступных технологиях. Эта же группа может сформулировать техническое задание на разработку системы канализования и водоочистки на Байкальской природной территории».