Вчера, 17 апреля, в Улан-Удэ состоялось общественное обсуждение реализации национального проекта «Экология» в Бурятии. Экологи, волонтёры и ученые вместе с главой Бурятии Алексеем Цыденовым решали вопросы сохранения озера Байкал.
В самом начале обсуждения руководитель региона призвал собравшихся работать вместе для решения общей проблемы.
- У нас одна из наиболее активных республик и люди у нас активные, с точки зрения экологического движения, неравнодушия. В такой сплоченной, заинтересованной неравнодушной работе - залог успеха развития нашей с вами будущей жизни. С такой поддержкой мы точно добьемся результата. И у нас сейчас есть шансы, есть возможность, инструменты финансовые. Поэтому надо работать, - заявил Алексей Цыденов.
Глава республики в этом ключе отметил большую роль волонтёрского движения. В частности он поблагодарил людей, которые выезжают на Байкал и проводят там экологические акции по уборке мусора. В то же время сами волонтёры поддержали Цыденова в вопросе строительства очистных сооружениях. Об этом рассказал руководитель движения «Сохраним Байкал» Максим Токарев.
- Жидкие бытовые отходы попадают не только через реки в Байкал, но и через грунт, потому что не у всех домов оборудованы конструкции, куда можно сливать. В вопросе строительства очистных сооружений местные жители с удовольствием бы взаимодействовали с подрядчиком, - говорит он.
По поводу строительства очистных сооружений высказался председатель Общественного совета при Минстрое Бурятии Даши Цыремпилов. Он затронул вопрос о жёстких нормах и нормативах очистки стоков, утверждённые приказом №63.
- Данные ограничения, безусловно, отрицательно влияют на социально-экономическое развитие региона. Мы не спорим, озеро Байкал - это достояние всей страны и даже мира, но всё-таки мы здесь живём. Но, мы должны были получить реконструированные очистные сооружения, построить полигоны, реконструировать котельные, перевести их на экологически чистые технологии. Но по факту, что мы имеем? За семь лет реализации программы мы получили три очистных сооружения без возможности ввода в эксплуатацию, потому что не проходим по 63 приказу, - заявил он.
По нормам 63 приказа свою точку высказал заместитель председателя Российского водного общества Игорь Веригин. Он сравнил показатели приказа №63 и данные СанПиН.
- Вот сравнительная таблица между нормами рыбхоза и 63 приказа. Мы понимаем, что основные проблемные пункты - это минеральные вещества. Смотрим что требует СанПиН по норме качества питьевой воды централизованных источников водоснабжения. И получается, у нас по 63 приказу требования в разы больше, чем к питьевой воде. Поэтому, чтобы для того чтобы очистить воду до таких нормативов, нам надо сначала сделать классическую очистку, а на конце, после классики уже поставить дочистку, - сообщил Игорь Веригин.
Чрезмерность установленных запретов для охраны Байкала раскритиковал и академик РАН Арнольд Тулохонов.
- Человек на берегах Байкала даже не имеет права похоронить своих близких. Разрешено ездить только по твердым дорожным покрытиям. То есть, даже пожарная машина не может ездить по лесу, потому что запрещено. И таких моментов достаточно много, - отметил Арнольд Тулохонов.