Мнение людей, причастных к сфере сельского хозяйства, может быть разным. В данном материале мы приводим выдержки с совещания Аграрного союза Бурятии.
Овцы тащат
По данным ученых, агропромышленный комплекс Бурятии имеет четко выраженное животноводческое направление. Почти три четверти продукции приходится на животноводство. Эксперты задались вопросом, какое поголовье развивается лучше всех. Оказалось, овцеводство.
Заслуженный работник АПК Бурятии, кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Андреев отмечает, что с 2010 года количество голов овец стабильно растет. А вот скотоводство инертно. Он считает, что рост поголовья овец произошел за счет внедрения проекта «Социальная отара». Пандито Хамбо лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев за четыре последних года безвозмездно передал овец породы буубэй 60 сельским поселениям. Эта программа позволила создать около 40 социальных отар. Сегодня проект реализуется и среди частных лиц. В частные руки поступает по сто овец с условием, что через два года в сангху возвратятся 30 ягнят, которых, в свою очередь, направят в другие фермы.
- В последнее время мы не соответствуем современным требованиям ухода и содержания скотоводства, - отмечает Юрий Андреев. - Почему развивается овцеводство? Посмотрите, Хамбо лама Аюшеев внедряет не только социальную отару, но и технологию обучения населения. Сейчас Хамбо ламе Аюшееву дали 70 млн рублей на закупку монгольского скота, и он покажет нашему Минсельхозу, как развивать мясное скотоводство. Он также введет свою технологию, и Минсельхоз опять разведет руками. Хотя надо было бы вместе со всеми, в том числе с сельхозакадемией, скооперироваться, заставить работать технологию, и тогда все нормально будет. Это особенно хорошо видно на молочном скотоводстве.
«Закапываем деньги в землю»
Другой кандидат сельскохозяйственных наук, Бэликто Цыбиков, обращает внимание на проблемы в растениеводстве.
Любые агротехнологии должны строиться прежде всего на результатах научных исследований и передового практического опыта. В настоящее время все проблемы разгруппированы на два блока: технологического и организационного характера.
- Анализ посевных площадей в последние годы показывает, что начиная с 2014 года идет постепенное снижение показателей. Доля посевных площадей зерна по сравнению с прошлым годом сократилась на 30 тысяч гектаров. По кормовым культурам, овощам наблюдается небольшая динамика роста, но по картофелю количество площадей снижено. В последние годы из-за засухи валовой сбор зерна в Бурятии резко снизился. Если в начале 2000-х годов собирали более 100 000 тонн, то в последние годы мы находились у цифры до 30 000 тонн. В прошлом году собрали 72 000 тонны, - приводит статистику организационного характера Бэликто Цыбиков.
Наибольший урожай в Бурятии был собран в 1988 году, валовой сбор составил 688 000 тонн.
- Все мы должны уяснить, что засевать поля нужно только элитными семенами или сортами с высокой репродукцией. Однако у нас нет квалифицированных технологов. Сеют одно и то же из года в год. В итоге землю истощаем и сами закапываем деньги в землю, – комментирует Бэликто Цыбиков.
Одна из главных проблем организационного характера – острый дефицит квалифицированных кадров. На селе не хватает технологов, трактористов, скотников, доярок, ветеринаров. Да и сама система подготовки кадров, откровенно говоря, хромает. Можно сказать, фермеры не подготовлены по специальным вопросам ведения сельскохозяйственного производства, экономики, страхования, кредитования. Люди не хотят работать за заработную плату в размере 8 000 – 15 000 рублей.
Закрытие лидеров
Наверное, одной из самых страшных проблем в сельском хозяйстве можно считать усилившуюся череду банкротств и закрытий ведущих предприятий, лидеров, по которым узнавали сельское хозяйство республики далеко за ее пределами.
- ГПЗ «Боргойский» самое известное за пределами республики и единственное сельхозпредприятие, удостоенное в свое время высшей награды страны ордена Ленина. Вот и в прошлом году «Боргойский» засевавший еще не так давно около 15 тысяч гектаров, не посеял ни одного гектара, а ведь высшие руководители обещали не допустить такого банкротства, - приводит пример Намжил Мардваев.
Также в прошлом году прекратило деятельность «Бин-агро», пустив под «нож» почти 2 000 голов мясного скота. Компания планировала сеять 20 тысяч гектаров и полностью обеспечивать свой свинокомплекс зернофуражом без микотоксинов. Уход такой структуры из сельхозпроизводства, успешно работающей в других видах бизнеса без малого 30 лет и при этом постоянно растущей, - это страшнейший удар прежде всего по инвестпривлекательности нашего сельского хозяйства, последствия которого еще предстоит осознать, говорит эксперт.
- Как сказал один известный сельхозруководитель, «больше к нам пахать землю никто не придет...». А вообще с инвесторами у нас в сельском хозяйстве, как говорят, полный «бедос». Из крупных выжил только свинокомплекс «Восточно-Сибирский», благодаря которому мы бодро отчитываемся. Но нужно признать, что этот проект полностью чуть ли не единственная заслуга прежнего главы республики, - комментирует эксперт.
Сколько проектов было и кто только не приходил - и «Биг-Вайт», и БПТК, и другие, судьба которых в отличие от других регионов печальна, так как они в основном здесь только успешно обанкротились, - считает руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр по РБ».
- Из тех, кто выжил и продолжает «пахать землю» и сеять, осталось только ООО «СП «Тугнуй». Видимо, поэтому у него имеются проблемы в общении с аграрным руководством республики. Проблемы у СПК «Эрдэм» и «Ярикто», ОАО «Агротопводстрой», которые по итогу недосеяли десятки тысяч гектаров, - перечисляет длинный список Намжил Мардваев.
«По-нашему»
А теперь представьте, как руководители крупных сельхозпредприятий, люди с земли, зная реальную ситуацию, реагируют, когда в отчетах чиновников слышат о высоких темпах прироста поголовья, привесов, посевов и т. д.
- Видимо, фермеры на «эмтэзэшках» и частники-«ЛПХ-ашники» на «запряженных своих тещах» вытаскивают эти цифры. Не надо быть суперспецом, чтобы предположить судьбу фермеров-грантовиков при нынешней организации этого дела, все будет, как обычно, по-нашему, - считает Намжил Мардваев.
Но самая острая проблема, от чего устали сельхозруководители и давно нервничают по этому поводу, - это обеспечение огромнейших темпов роста производства, почти на китайском уровне, чего требуют от них, говорят специалисты.
- Реально сделать практически невозможно, а «рисовать» цифры надоело всем. Уже многие из них добровольно отказались от этих больших субсидий, чтобы работать спокойно, - заключает эксперт.