тренды
9827
3

«Бурятия воспринимается на расстоянии»

Почему молодые люди покидают республику и успешно устраиваются вдали от родины?

Фото: архив infpol.ru и личные архивы героев публикации

Год от года Бурятию покидает все больше молодых людей. Кто-то уезжает учиться в другие города, кто-то в поисках работы едет ближе к «сердцу» России, а некоторые и вовсе покидают страну в поисках себя. По данным Бурятстата, только за прошлый год республику покинуло почти три тысячи человек, из которых более 600 переехали в Москву, более 300 - в Санкт-Петербург, 700 - за рубеж. 

Мы поговорили с некоторыми молодыми людьми, которые рассказали о причинах отъезда из Бурятии и чем они занимаются вдали от родины. Все они примерно одного возраста, успели получить образование и стать профессионалами в своем деле. 

Екатерина, 25 лет, живёт в Санкт-Петербурге, ординатор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ПСПБГМУ имени академика И.П. Павлова: 

- Пока я здесь только учусь. Возвращаться в Бурятию желания нет, но планирую приезжать сюда к родственникам хотя бы раз в год. Какой-то определённой причины для отъезда у меня не было, просто решила получить хорошее образование. Моё мнение – любимое дело можно развивать и в Бурятии, главное, чтобы человек «горел» этой сферой деятельности. Я согласна, что в Бурятии достаточно низкий уровень жизни, в том числе из-за неразвитой социальной инфраструктуры. Это тоже можно отнести к тем причинам, почему я решила покинуть регион. В целом не жалею о том, что уехала. 

Эльмира, 22 года, живёт в Москве, работает редактором программы «Модный приговор» на Первом канале: 

- По образованию я актриса драматического театра и кино. В Бурятии с этим образованием выбор работы небольшой – пойти в театр или преподавать актёрское мастерство детям. А в Москве можно и туда и сюда. Честно говоря, мои амбиции были слишком высоки для маленькой Бурятии, она бы просто их не вынесла (смеётся). Саморазвиваться и продвигать собственное дело можно, конечно, и в республике. Смотря что конкретно. Низкий уровень жизни и плохая социальная инфраструктура не стали причиной моего отъезда. Пожалуй, это волновало меня в последнюю очередь. Но возвращаться не планирую. 

Полина, 34 года, живёт в городе Квебек (Канада), учится в университете на факультете маркетинга моды: 

- Нужно уметь крутиться всюду – и в Улан-Удэ, и в Канаде. Проблемы и социальная несправедливость есть везде. Уехав, можно и вернуться, а опыт и саккамулированную энергию реализовать в Улан-Удэ. Квебек в чём-то похож на Бурятию. Это регион, который имеет другой официальный язык и всячески старается сохранить свою аутентичность. В Москву и любые другие западные российские города хорошо уезжать для профессионального роста. 

Леонид, 29 лет, живёт в Нижнем Новгороде, работает смотрителем музея Нижегородского кремля: 

- Переехали в Нижний Новгород вместе с мамой на постоянное место жительства. В Бурятии я окончил институт и не видел больше смысла здесь жить. По образованию я музеевед, но на работу в Улан-Удэ меня никуда не брали, только охранником. Девушки у меня тоже не было, поэтому в Улан-Удэ меня ничего не держало. Хотя в новом городе у меня тоже были трудности – я долгое время не мог найти работу. И вот уже год тружусь по специальности – смотрителем музея. В Бурятии у меня остались практически все друзья. Но возвращаться я не собираюсь. Меня вдохновляет новый город. Работу здесь нашёл, осталось только жениться. 

Даяна, 24 года, живёт в Москве, работает актрисой в театре: 

- Я считаю себя успешным человеком, но не на 100%. И, наверное, в какой-то степени я счастлива. Если честно, добиться успеха можно и в Бурятии, ведь там нет каких-то больших проблем для личностного роста. Моя причина отъезда очень личная и глупая, но в любом случае я не жалею о том, что уехала. Улан-Удэ - маленький город, здесь развито кумовство, без которого не всегда можно найти достойную работу. А если и достичь чего-то, но при этом расти выше, то становится уже сложнее. Сначала я уехала в Иркутск, ведь даже там уровень жизни выше, чем в Улан-Удэ. Но и там есть что-то, чего нет в Бурятии. Что касается Москвы, то она лидирует во всём, на то она и Москва. Но чтобы жить здесь, нужно быть хорошо обеспеченным человеком. Думаю, я обязательно вернусь в Улан-Удэ, потому что для меня это прекраснейший город. Вообще Бурятия – чудесный регион, а лучше это воспринимается на расстоянии. 

Станислав, 31 год, живёт в Ванкувере (Канада), занимается дизайном интерфейсов и веб-разработкой: 

- Личных причин для переезда в другую страну у меня не было. Скорее всего, это «социально-экономические и демократические причины». Я довольно давно для себя решил, что перееду, поэтому не задумывался, могу ли я быть успешен в республике. Успех зависит от сферы, в которой ты работаешь. Будучи графическим дизайнером, я склонен согласиться с такой гипотезой. Пять лет назад можно было на пальцах одной руки пересчитать работодателей, у которых можно было бы развиваться как дизайнер. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но сомневаюсь, что ситуация изменилась кардинально. На 100% согласен с мнением, что в Бурятии достаточно низкий уровень жизни. Конечно, можно было остаться и попытаться что-то изменить, но, к сожалению, ситуация в стране такова, что осуществить какие-то положительные сдвиги крайне проблематично. Все же реалисты и понимают, что на это уйдет не один десяток лет в лучшем случае. Жизнь одна, и хотелось бы прожить ее, не растрачивая энергию на дополнительные стрессы. Я не жалею, что уехал. Была бы возможность, уехал бы раньше. Ещё бы и родственников с друзьями забрал. Планов по возвращению нет. Но если руководство страны сменится и к власти придут профессионалы, заинтересованные в ее развитии, в процветании населения, знающие цену науке, то, думаю, многие соотечественники, проживающие за пределами России, изъявят желание вернуться. Все-таки у нашей страны огромный потенциал. 

Низкий уровень образования и безработица

Юлия Бюраева, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник ОРЭИ БНЦ СО РАН: 

- По нашим исследованиям, молодёжь уезжает в другие города, чтобы получить образование. Причина в том, что в наших вузах мало бюджетных мест. К тому же у выпускников с высокими баллами ЕГЭ есть шанс поступить на бюджетные места в других городах. Многие считают, что в других городах качество образования выше и больше возможностей. По статистическим данным Минобраза, в 2018 году из Бурятии уехали 45% выпускников, 23% из них поступили на бюджетные места. Чаще всего они поступают на те же специальности, которым обучают и в Улан-Удэ. А это уже говорит о низком качестве образования. 

Что касается молодых людей, получивших образование в Бурятии, но тем не менее уехавших из республики, здесь главная причина – безработица. Если посмотреть на официальную структуру вакансий, представленных Республиканским агентством занятости населения, то примерно в 85% случаев требуются квалифицированные рабочие или просто рабочие. А остальные вакансии – для специалистов с высшим образованием, среди которых преимущественно врачи. А поскольку население у нас в основном с высшим образованием, предлагаемые рабочие места не соответствуют запросам соискателей как по уровню оплаты труда, так и по условиям труда. Другими словами, предлагаемая работа обладает низким социальным потенциалом, который не устраивает активных молодых людей, желающих строить карьеру. Потому люди в надежде на реализацию своего рабочего потенциала предпочитают уезжать.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях