Вы знали, что одна семья в день выбрасывает по одному пакету с мусором? А в год каждый из нас избавляется от 300 до 500 кг отходов. Как правило, горы мусора годами лежат на полигонах, несанкционированных свалках. Их сжигают, реже перерабатывают.
С каждым днем вопрос экологии и проблема мусора в стране, и в частности в Бурятии, приобретают острый характер. Одним из ключевых вопросов, связанных с этим непростым вопросом, является использование полиэтиленовых пакетов и вещей из пластмассы. Большинство даже не задумывается, какой вред мы наносим окружающей среде, выбрасывая ненужные вещи. А ведь пластик разлагается в земле порядка ста лет.
В связи с актуальностью проблемы первый зампред комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василий Власов недавно предложил заместителю председателя правительства России Алексею Гордееву ввести полный запрет на использование полиэтиленовых пакетов с 2025 года.
Власов подчеркнул, что многие страны уже ввели подобные запреты и России стоит последовать их примеру, пишет «РИА Новости». Сейчас инициатива рассматривается, вопрос остается открытым.
Экоподход
Если в западной части страны россияне более-менее привыкли к сортировке мусора, то в Бурятии данное движение только зарождается. Улан-удэнка Лилия Витина много путешествует и воочию видит, как в развитых странах относятся к экологичному употреблению.
- Дело не только в пластике, дело в неосознанном потреблении. Как мы ведем себя в магазине: понравилось - и сразу же берем вещь, не думая, нужна ли она нам. Так дома скапливается хлам, который выбрасывается, и человек чувствует себя легче. А что если вовсе не покупать ненужное? Экономия времени, денег, ресурсов. Из личного примера - какое-то время назад я сильно ограничила себя в покупке одежды и стала спрашивать у подруг, есть ли что-то подходящее для меня. Отлично работает! – говорит Лиля Витина.
Девушка признает, что полностью отказаться от пластика сложно, но сократить его использование вполне реально. К примеру, завести экокружку и перестать покупать бутилированную воду. Вместо пакета из остатков ткани можно сшить авоську, а для завешивания фруктов использовать фруктовку – многоразовый мешочек из тюли или органзы.
Общественница Лиля Витина поддерживает предложение, выдвигаемое на федеральном уровне, и подмечает, что переработка - правильный выбор.
- Сейчас введен институт регионального оператора. По законодательству запрещено захоронение незагрязненного вторсырья и будет осуществляться его сортировка. Согласитесь, что забрать раздельно собранное чистое вторсырье куда проще и дешевле, чем доставать его из общей массы отходов на сортировочной линии. Но здесь нужно работать с обучением населения. Этим занимается экологическое движение «Будущее земли зависит от тебя», - комментирует она.
Невидимая проблема
Лидер движения «Будущее земли зависит от тебя» Татьяна Никифорова рассказывает, что в ее сумке всегда лежат многоразовая бутылка для воды, экосумка и экомешочки.
- Эти простые вещи помогают мне не создавать горы мусора и экономить деньги, - говорит общественница и поднимает не менее важную проблему. – Сегодня важно обратить внимание на микропластик. Этот невидимый материал уже в водах Байкала, водопроводной и бутилированной воде.
Микропластик состоит из твердых частиц синтетических полимеров размером менее 5 мм. Каждый день люди во всем мире умываются и чистят зубы, используя косметические продукты, содержащие микрочастицы пластика. Многие компании добавляют эти частицы в качестве отшелушивающей или очищающей добавки. Смывая микропластик в водосток, мы обеспечиваем ему путь из раковин и ванн в наши озера, реки и моря. Эти частицы настолько мелкие, что беспрепятственно проходят через системы очистки сточных вод и миллиардами попадают в водоемы.
Даже биоразлагаемые пакеты приносят большой урон природе.
- Оксоразлагаемые полимеры разлагаются быстро, но превращаются в тот же микропластик, который со временен попадает в пищевую цепочку животных и человека. Настоящие биоразлагаемые пакеты делаются из кукурузы или крахмала, как правило, дороги. Когда жила в Новой Зеландии, пользовалась такими пакетами, - отмечает Лиля Витина.
Девушка рекомендует минимизировать использование бытовой химии.
- Сода прекрасно чистит раковину и моет посуду. Японские и корейские порошки не содержат фосфатов, - советует она.
Предположим, что, если даже мы начнем использовать авоськи и практиковать раздельный сбор мусора, все равно весь мусор смешается на полигоне. Технологий-то у нас нет. Однако не все печально, как может показаться изначально. В Улан-Удэ действуют несколько заготавливающих предприятий и один переработчик полиэтилена. Организации заготавливают вторсырье и продают для дальнейшей переработки. Единственное условие - сдавать сырье в большом количестве.
Переработка
Корреспондент «Информ Полиса» встретился с заместителем гендиректора ООО «Полимер-Профи» Андреем Зайцевым. Предприятие принимает полиэтилен высокого давления (ПВД), полиэтилен низкого давления (ПНД) и частично полипропилен. Из этих отходов изготавливаются полимерпесчаная черепица, тротуарная плитка и брусчатка. По словам Андрея Зайцева, данный материал крепкий, без вредных примесей, хорошо переносит колебания температур, не скользит и может прослужить до 200 лет.
Стоимость квадратного метра полимерпесчаных материалов – 550 рублей. К примеру, квадратный метр керамической плитки в среднем стоит 2000 рублей. На первый взгляд кажется, что это идеальный бизнес, приносящий двойную пользу. Однако на деле не все так гладко. Закупив оборудование в Ижевске в 2013 году и запустив дело, предприниматели с оптимизмом смотрели в будущее. В 2014 году бизнес шел хорошо, частные лица активно закупали черепицу и плитку из пластика. Однако финансовый кризис спутал все карты. На протяжении четырех лет цех еле выживает. Из-за недостатка заказов люди вынуждены работать всего семь месяцев в году.
- В ноябре я остановил производство, в апреле только запустил работу цеха. Всю зиму мы простаивали, - говорит Андрей Зайцев.
Предприятию невыгодно работать в долг. Только за сутки оборудование перерабатывает 300 кг пластмассы, плата за электричество составляет 1500 рублей. При этом «Полимер-Профи» покрывает 35% рынка по сбору полиэтилена в республике.
Поучительный пример: в 2013 году в Ижевске одновременно с Андреем Зайцевым один предприниматель из России приобрел то же оборудование по переработке пластмассы и запустил цех в Канаде, сегодня бизнесмен купил вертолет в личное пользование, а также дополнительное оборудование.
- В Канаде субсидирование по законодательству. Им государство возмещает 150 долларов за одну тонну переработанного вторичного материала. Это культура потребления и производства. Местное население охотнее берет продукцию вторичного производства. Это патриотично и правильно по отношению к окружающей среде. При этом для местного населения, купившего такие строительные материалы или еще что-либо из вторсырья, применяется льготное налогообложение. Это существенный плюс в реализации готового изделия из вторсырья, - говорит руководитель улан-удэнского предприятия.
К сожалению, в Бурятии, да и на федеральном уровне нет специальных программ для подобного вида бизнеса. Однако Андрей Зайцев не унывает и с энтузиазмом рассказывает о возможностях расширения ассортимента.
- Люди начинают собирать и сортировать мусор. В основном отправляют в соседние регионы. Думаю, все равно порядок наведем, не будет экологической катастрофы. Людей заинтересованных много. Общими усилиями соберем весь мусор, - говорит мужчина.
Как оказалось, после нашего разговора, через час, в «Полимер-Профи» приехала женщина, привезла два пакетика с полиэтиленом. На вопрос, куда можно сдать битое стекло, ей посоветовали обратиться в компанию «Чистый город». Женщина поехала на Левый берег. Наверное, для этого материала это самое лучшее заключение. Пока есть люди, готовые собирать и везти раздельный мусор в разные концы города, хочется думать: пластиковой катастрофы в Бурятии не случится никогда.
Как избежать «пластиковой катастрофы»
- Стараться сократить покупку товаров в пластике, а в случае необходимости приобретать товары только в принимаемой на переработку в вашем городе пластиковой упаковке.
- Повторно использовать уже имеющиеся пластиковые изделия.
- Сдавать в переработку ненужный либо вышедший из строя пластик.
- Знать микропластик в косметике и средствах для уборки «в лицо» и не покупать средства, содержащие микропластик (гид, прикреплённый к посту, – в помощь).
- Участвовать и организовывать самим уборки на природе, в идеале - с раздельным сбором.
- Отказаться от покупки биоразлагаемых пакетов, мешков, товаров в упаковке такого типа.
- Совершая покупки, отдавать предпочтение одежде, игрушкам, постельному белью, шторам и т.д. из натуральных тканей и с натуральным наполнителем.
Льготное кредитование переработки отходов в других странах
В Германии Компенсационным банком выдаются льготные (в том числе беспроцентные) кредиты фирмам на борьбу с твердыми отходами, охрану окружающей среды в городах, а также на создание технических средств и технологий, необходимых для охраны окружающей среды.
В Японии кредиты на переработку отходов и мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды предоставляет Японский банк развития по пониженной норме банковского процента, составляющей 7,6%. Корпорация финансирования малых предприятий выдает кредиты сроком на 10 лет с кредитной ставкой 7% (в первые три года - 6,5%) на различные проекты по снижению загрязнения окружающей среды промышленными отходами.
В Польше выдача низкопроцентных кредитов предприятиям и организациям, применяющим отходы, осуществлялась в 1980-х годах за счет фонда вторичного сырья. При этом, если запланированные производственные мощности, на которые выделен кредит из фонда, вводятся в срок, полученный кредит погашался лишь на половину.
В Болгарии хозяйственным предприятиям «Вторичное сырье» в 1980-х годах предоставлялся безлимитный банковский кредит с низкими процентными ставками для скупки всех видов вторичного сырья, даже таких, применение которых в данных условиях было пока невозможным, но ожидалось в ближайшем будущем.
В Норвегии департамент охраны окружающей среды предоставляет льготные ссуды для финансирования операций промышленности по накоплению запасов вторичного сырья.