Минувшей осенью в Бурятии состоялись выборы в Народный Хурал шестого созыва. В гонке за депутатские кресла участвовали представители шести политических партий – КПСС, КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Гражданская платформа» и «Единая Россия». Именно в таком порядке они располагались в бюллетенях. КПСС и ГП в «обновлённый» республиканский парламент не попали – они не сумели преодолеть необходимый пятипроцентный барьер.
Без скандалов не обошлось. Коммунист Баир Зондуев решил оспорить результаты выборов в Мухоршибирском районе. Напомним, вместе с ним по одномандатному округу № 11 выдвинулся Пётр Носков – «серый кардинал» бурятской политики, как его до недавнего времени называли в СМИ. При подсчёте голосов изначально лидировал именно Зондуев. Однако в последний момент он внезапно отстал от «единоросса» на один голос, а к утру преимущество Носкова увеличилось до 12-ти.
Кроме того, выяснилось, что в селе Хонхолой члены участковой избирательной комиссии выехали для проведения выездного голосования, не уведомив об этом наблюдателя от кандидата от КПРФ. Хотя по закону они обязаны сделать это не позднее, чем за 30 минут до выезда. Но самое интересное, что часть жителей, у которых побывала УИК, вообще не просили о голосовании на дому. Их заявления коммунист приложил к иску в районную прокуратуру.
По мнению Баира Зондуева, Пётр Носков задействовал административный ресурс и победил за счёт вброса бюллетеней. Мухоршибирский районный и Верховный суд Бурятии отклонили иски об отмене результатов голосования, но Зондуев продолжает борьбу в Верховном суде России.
Тем временем громкий скандал на хуральских выборах вышел на федеральный уровень. На минувшей неделе известный российский журналист Андрей Караулов, которого большинство россиян знают по передаче «Момент истины», разместил на своём официальном канале на YouTube 15-минутное интервью с Зондуевым. Последний напомнил, что его поддержали 36% избирателей.
- Мой оппонент – это бывший руководитель администрации главы и правительства Бурятии Пётр Лукич Носков, – сообщил коммунист.
Он признался, что документов, подтверждающих факт вброса бюллетеней, нет. Однако настаивает, что влияние административного ресурса имело место.
- На тот момент весь район, вся администрация (Мухоршибирского) района работала. Чиновники фактически занимались и агитацией, и подвозом, – заявил Зондуев. – По домам ходили, агитировали людей, чтобы они пришли голосовать.
- Это очень серьёзное даже не нарушение, а преступление, – заметил Андрей Караулов.
Утверждается, что ночью, когда уже подводили итоги, коммунист опережал соперника на 30 голосов.
- Потом начались пересчёты, и в итоге где-то часов в 12 перевес в один голос был уже у моего оппонента, – отметил он. – У меня есть предположение, что голоса подтасовали, потому что в момент их подсчёта и подведения итогов я приехал в администрацию района. На первом этаже сидела избирательная комиссия, а Носков находился на втором этаже – непосредственно в администрации. Когда мы подали жалобу, всех членов комиссии поочерёдно вызвали к нему в кабинет.
Сами члены УИК это не подтвердили. Баир Зондуев также напомнил о нарушениях в Хонхолое.
- Дело в том, что при вывозе урны на дом не взяли нашего наблюдателя. Судебные инстанции это рассматривали, естественно, пришли свидетели. Я считаю, что они уже были подготовлены, поскольку начали хором говорить: «Да, мы предупреждали» и так далее и так далее, – отметил коммунист.
- Эти факты вы изложили в каком-то письме в прокуратуру республики? – поинтересовался журналист.
- Мы отправили жалобу в приёмную председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Сейчас она в разработке. Пришло поручение следственному комитету и сейчас оно находится в районе, – высказался Баир Зондуев.
Правда, на уточняющий вопрос, серьёзно ли проверяют эту жалобу, он заявил: «Не очень».
- Её суть в следующем: перед выносом урны за пределы участка сотрудники избирательной комиссии должны составить реестр избирателей и, согласно ему, взять (определённое) количество бюллетеней – пофамильно. Мы считаем, что реестр был сфальсифицирован и составлен задним числом. По закону это грубейшее нарушение, которое очень легко доказать, – добавил Зондуев.
Верховный суд Бурятии допросил свидетеля, которая передала в избирком запрос о голосовании на дому от четырёх человек.
- Она пояснила, что в тот день не ходила на выборы и, естественно, ничего ни за кого не передавала. Имеются эти показания, данные ей под подписку. Но секретарь суда первой инстанции заявляла, что эта женщина приходила голосовать сама и попросила записать фамилии ещё четырёх человек. Нестыковка полная, – резюмировал бывший кандидат в депутаты от КПРФ.
Андрей Караулов ещё раз отметил, что на судебных заседаниях вскрылось «не одно, не два и не три» преступления, которые «не принимают во внимание». Он подчеркнул, что обращаться с жалобой надо было не в СКР, а в правоохранительные органы.
- Мы возьмём на контроль всю эту вашу историю. То, о чём вы говорите – не новость. Такое в России бывает. Хотя такая круговая порука меня, честно говоря, не то чтобы удивила… Путин (президент РФ Владимир Путин – прим. авт.) наводит в стране порядок, пытается это сделать. Мы видим по посадкам губернаторов, мэров, по всему… Получается, что кто-то где-то вообще ничего не боится, как было в 90-е. Так ведь? – обратился журналист к своему собеседнику.
- Возможно, – ответил тот.