«Шаболовский душегуб», «человек-машина», первый советский маньяк - так называли Василия Комарова, на кровавом счету которого было как минимум 33 жертвы. Не исключено, что погибших было больше. И возможно, свой жуткий путь «человек-машина» начал с нашего города…
Суд над извозчиком-душегубом, ставшим первым серийным убийцей в СССР, получил настолько громкий общественный резонанс, что процесс освещали не только советские, но и иностранные газеты. Одним из журналистов, подробно рассказавших о деле Комарова, стал Михаил Булгаков, будущий автор знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Упомянули о «человеке-машине» и советские сатирики И. Ильф и Е. Петров. В своей книге «Одноэтажная Америка» авторы дилогии об Остапе Бендере даже сравнили Василия Комарова с гангстером Аль Капоне.
Мутные дела на Востоке
Родился Василий Комаров (настоящая фамилия Петров, но в криминальной истории страны он известен как Комаров) в 1878 году, в одной из многодетных крестьянских семей Витебска. Работать начал рано – трудился пастухом и разнорабочим у помещиков. Как позже вспоминал Петров-Комаров, «кормили хорошо, но работать заставляли как лошадь». В те годы юный Василий приобщился к выпивке. Согласно следственным документам, пить он начал лет с 10, а к 15 годам стал настоящим алкоголиком, употреблявшим «все, что горит». Денег на водку не хватало, и подросток начал промышлять воровством. Вскоре Василия призвали в армию.
Биография убийцы полна темных пятен. Вот и этот период жизни Петрова полон неясностей. По одним данным, он отправился на войну с Японией, по другим – служил на военных складах. И там якобы схлопотал первый срок – за то, что украл и пропил казенное имущество. Исследователи сходятся только в одном: военную службу Василий проходил в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Между делом Петров, на время вернувшийся в Витебск, женился. Но, как он сам упоминал на следствии, брак был неудачным – супруги часто скандалили. В итоге Петров снова укатил в Сибирь. «Оставил жену пропадать в Витебске», - с ухмылкой вспоминал на суде убийца. Чем именно Петров занимался в сибирско-дальневосточных краях, доподлинно неизвестно. На суде лишь говорили о каких-то «мутных делах», которые Комаров проворачивал на Востоке.
Единственный точный факт – то, что в какой-то момент он оказался в Верхнеудинске (Улан-Удэ). Тут он и встретил известие о революции. «Пришла свобода, красные флаги… Было весело», - вспоминал убийца о времени, проведенном в Бурятии.
Не исключено, что уже тут Петров принялся грабить и, возможно, убивать людей. Возможно, это и были те самые, «мутные дела». Из Сибири он вернулся обеспеченным человеком. Денег было так много, что Комаров, вернувшийся в Витебск, предложил жене отправиться в путешествие по стране, чтобы «как следует погулять». Вдвоем они объехали несколько городов. Но все «путешествие» сводилось к тому, что в каждом населенном пункте Петров безбожно пил. Когда деньги закончились, семья вернулась в Витебск. Там супруга скончалась при весьма странных обстоятельствах. Поговаривали, что она отравилась.
Красноармеец или деникинский агент?
Горевал Петров недолго, и вскоре женился во второй раз. Его избранницей стала некая Софья. «Эта совсем другой оказалась, даже и мадеры не пьет, потому что «пани» она! Любит сладко кушать», - рассказывал убийца о своей новой избраннице.
Однако, несмотря на то что Софья был «пани», это совсем не помешало ей стать сообщницей мужа, прятать трупы и скрывать следы преступлений. Но это будет позже…
Начавшаяся гражданская война вновь позвала Василия в дорогу. Он вступил в ряды Красной армии, правда, особых отличий не достиг. Зато «поработал» в расстрельных командах, что, как он позже признавался, ему понравилось.
В ходе боев красноармеец попал в плен к деникинцам. Тут его биография снова покрыта мраком. То, что он вскоре оказался на свободе, наводило следователей на мысль, что белые завербовали Петрова, превратив его в тайного агента. Но на суде этого доказать не удалось.
Зверь на улицах Москвы
По окончании войны Петров сменил фамилию, став Комаровым. Вместе с Софьей он перебрался в Москву, где купил лошадь и стал извозчиком. Зарабатывал неплохо, даже купил квартиру. Но, как сообщил Комаров следователям, «денег на жизнь хватало, а на выпивку – нет». Так извозчик и превратился в убийцу…
Схема была простой. Комаров ходил по рынкам, высматривал приезжих крестьян, желавших купить лошадь, и предлагал им свою кобылу. Затем приглашал к себе домой – для расчета. Там-то Комаров молотком забивал своих жертв, для верности душил и раздевал. Труп связывал особым образом, так, чтобы оно вошло в мешок. Ночью вместе с женой выносил и прятал мешки с убитыми на пустырях или в Москве-реке.
В течение только одного 1921 года Комаров убил почти 20 человек. Все жертвы были крестьянами. Безнаказанность успокоила Комарова, и он продолжил свою страшную работу в 1922 - 1923 годах. Всего на его совести оказалось 33 доказанные жертвы. Однако следователи не исключали, что убитых было больше. Не удалось установить и то, чем занимался Комаров в Сибири, и в частности в Верхнеудинске.
Следствие вели знатоки
То, что в Москве стали находить тела людей, убитых одинаковым способом, навело сыщиков на мысль, что за всеми убийствами, переполошившими столицу, стоит один человек. Но выйти на его след никак не удавалось. Москву охватил ужас от похождений таинственного и безжалостного убийцы. Дело было взято под особый контроль лично Владимиром Лениным.
Надо отдать должное сыщикам 20-х годов. Они, не имея специальных приборов, компьютеров и видеокамер на улицах, все-таки медленно, но верно сужали круг поисков. В первую очередь милиционеры обратили внимание на особую вязку, использовавшуюся убийцей. Такую обычно использовали извозчики. То, что преступник имеет отношение к лошадям, подтвердил факт, что в мешках часто находили овес. Тысячи московских извозчиков были взяты под наблюдение. Работа была титанической, и как сыщикам удалось ее проделать, остается только догадываться. Круг подозреваемых помогла сузить еще одна улика. В очередном мешке с телом убитого была найдена детская пеленка. Это навело сыщиков на мысль, что в семье убийцы есть младенец. Анализируя ЧП, милиционеры отметили еще одну особенность – все погибшие приезжали в Москву для того, чтобы купить лошадь. Значит, искать надо на специализированных рынках. В ходе отработки торговых площадок сыщики узнали, что на рынках то и дело появляется странный продавец с одной и той же лошадью. Он никогда не торговался с покупателями, соглашался на их цену и, что самое главное, всегда уезжал куда-то вместе с сельчанином. Отметили на рынке и то, что загадочный продавец всегда был при деньгах, которые пропивал в трактире. Эти факты заставили милицию плотно заняться личностью продавца. Вскоре было установлено, что им является извозчик Василий Комаров и именно в его семье недавно родился ребенок.
Сыщики нагрянули в дом Комарова. Поначалу извозчик держался непринужденно. Однако, когда милиционеры обнаружили в чулане тело убитого крестьянина, Комаров неожиданно легко раскидал милиционеров и бросился прочь. Впрочем, уже на следующий день он был задержан.
Тупость социальных чувств
На следствии Комаров вел себя спокойно и подробно, с ухмылками и прибаутками рассказывал о том, как убивал «хомутов» (так он называл своих жертв), где прятал трупы. Арестованная Софья сообщила, что не только замывала в доме кровь и помогала прятать трупы, но и подпирала в момент убийства двери, чтобы жертва не выбежала на улицу. «По ночам молилась за души покойников», - цинично-простодушно рассказывала женщина детали страшной истории.
Судебно-психиатрическая экспертиза признала Комарова вменяемым и совершенно здоровым. Отмечена была лишь небольшая «тупость социальных чувств». Софью Комарову психиатры также признали вменяемой. Суд приговорил Василия Комарова и его жену Софью к высшей мере наказания - расстрелу. Вскоре приговор был приведен в исполнение.
Использованы материалы сайтов pikabu.ru, wikipedia.org, wikireading.ru.