Конфликт между двумя ведущими мировыми экономиками - США и КНР - в геополитическом пространстве глобален. Несомненно, на всех странах мира, включая Россию, отразится беспрецедентный торговый спор двух сверхдержав.
О причинах конфликта и о том, как он отразится на экономике Бурятии, корреспонденту «Информ Полиса» рассказал доктор политических наук Владимир Родионов.
Подноготная войны
Прежде всего необходимо уточнить, что конфликт назрел давно и в открытую стадию вступил в 2017 году, когда президент США Дональд Трамп инициировал расследование о краже интеллектуальной собственности Китаем. В 2018 году в отношении Китая начались санкции. Трамп установил 30-процентный тариф на ввоз в Америку солнечных батарей, далее тариф увеличили для ввоза бытовой техники. И уже весной 2018 года на 1300 товаров увеличили пошлину. В свою очередь, Китай не стал молчать и обложил дополнительными пошлинами импортируемые из США мясо, фрукты и прочие товары. Суммы торговых пошлин со стороны двух стран увеличивались в пропорциональном соотношении и давно перевалили за отметку 200 млрд долларов.
- Предпосылки торговой войны зародились не сегодня. Сейчас мы наблюдаем лишь эскалацию конфликта. А его корни зародились еще тогда, когда в торговле между США и КНР начинает расти дисбаланс в пользу КНР. К тому же существуют различия в условиях для ведения бизнеса в Китае для государственных и частных компаний, в том числе иностранных, что тоже не устраивает американское правительство, - комментирует политолог Владимир Родионов.
Сколько продлится конфликт, сказать сложно, возможно, годы или даже десятилетия.
- Можно лишь предположить, что это долгосрочное явление, и оно в определенный момент может утихать и, наоборот, возгораться. Но общая линия по конфликту между США и КНР очевидна и нет никаких предпосылок, которые привели бы к завершению этого конфликта, - подчеркивает эксперт.
Также он отмечает, что не полностью согласен со многими экспертами, которые утверждают, что торговая война обусловлена предстоящими выборами президента США, и Трампу необходимо доказать, что он выполняет свои предвыборные обещания. Скорее всего, это лишь некий повод либо несущественная причина.
Huawei останется без андроида
В последние дни участились обвинения американской стороны в том, что Китай ведет незаконную пиратскую деятельность в сфере информационных технологий. К примеру, можем вспомнить санкции против компании Huawei. Все это в совокупности подготовило то, что мы называем «торговой войной». То есть эта война более широкого масштаба, экономическая война. Безусловно, в ней имеют место быть методы неэкономического характера.
- Когда мы говорим о конфликте Google и Huawei, в первую очередь речь идет об интересах рядовых граждан, которые являются потребителями как продукции Huawei, так и продукции американских компаний, которые в последнее время сотрудничали с Huawei, но под давлением санкций вынуждены отказаться от этого. Не исключена ситуация, когда наши люди, которые привыкли пользоваться китайскими смартфонами, вынуждены будут подумать, что для них важнее: более дешевый смартфон, произведенный в Китае, но лишенный возможности доступа к обновленным версиям продукции Google, в том числе к сервису Youtube, или более дорогой американский или южно-корейский аналог, но с доступом ко всему софту, - говорит эксперт.
В то же время санкции могут спровоцировать появление независимой китайской операционной системы, которая будет прилагаться к китайским смартфонам.
Рубль снова упадет?
Общий кризис мировой экономики, который станет результатом этой войны, скажется на нашей экономике, уверен эксперт.
- Возможно снижение цен на газ и нефть. Война между США и Китаем может привести к определенному снижению производства в этих странах. В том числе производств, которые завязаны на использовании энергоносителей, что, в свою очередь, спровоцирует падение цен. А Россия как страна, по-прежнему во многом опирающаяся на экспорт нефти, газа и другого сырья, может пострадать. Это может спровоцировать очередную девальвацию национальной валюты – рубля - и ударить по российским компаниям, которые работают с импортом. Зарубежные товары станут дороже, - комментирует политолог.
Владимир Родионов обращает внимание и на позитивные последствия. Например, возможно частичное замещение американского рынка российским. В то же время нужно понимать, что емкость американского рынка не сравнима с отечественным.
- Соответственно, китайская сторона попытается компенсировать потери американского рынка за счет разных вариантов, в том числе внутреннего потребления, за счет рынков стран Азии, Европы, России, - предполагает ученый.
Если Россия будет играть роль, то не самую главную, отмечает он. Конечно, есть возможность для увеличения поставок энергоносителей нашей страны в Китай за счет газа. Возможная потеря американцами китайского рынка может привести к тому, что на замену придет российский газ.
- России можно попробовать использовать этот конфликт в своих интересах. В первую очередь за счет увеличения поставок товаров в Китай, которые могли бы заменить американские аналоги. Но эти возможности пока незначительные, - говорит Владимир Родионов.
«Бог велел», а ресурсов нет
А будет ли выгода от конфликта Бурятии? По данным Минэкономики РБ, на протяжении ряда лет Китай является одним из основных торговых партнеров нашей республики. КНР занимает первое место в обороте внешней торговли республики из 60 стран-партнеров. На долю Китая по итогам 2018 года приходится 37,4% всего внешнеторгового оборота Бурятии.
В 2018 году внешнеторговый оборот составил 394 млн долларов США с ростом к уровню 2017 года на 32,4%. В том числе экспорт составил 328,3 млн долларов, а импорт – 65,9 млн долларов.
Если смотреть на показатели товарооборота между Бурятией и КНР, несомненно, с 2016 года показатели выросли на сумму 148 млн долларов. В 2016 году экспорт Бурятии в Китай составлял 208 млн долларов, в 2017 году сумма увеличилась до 244 млн долларов, а в 2018 году сумма поставляемых товаров, продуктов и сырья составила 328 млн долларов.
В то же время политолог Владимир Родионов отмечает, что в контексте общей ситуации по стране Бурятия, к сожалению, на данный момент не может похвастаться значительной ролью во внешнеэкономической деятельности России.
- Наш товарооборот с зарубежными странами занимает ничтожно малую долю во внешнем обороте РФ. И даже учитывая тот факт, что мы находимся недалеко от Китая, казалось бы, сам бог велел нам увеличить торговые внешнеэкономические отношения с Китаем. Однако ресурсов для этого увеличения в республике немного. Возможно, стоит ожидать незначительное увеличение импорта китайских товаров на наш рынок. Опять же в контексте возможных потерь американского рынка с поправкой на масштаб. И, возможно, увеличение инвестиционного интереса китайских компаний к России в целом и рынка Бурятии в частности. Но, скорее всего, это будет несущественное увеличение, - поясняет свою точку зрения эксперт.
А негативным сценарием для нашего региона, по словам политолога, будет тот факт, что общие макроэкономические потери России могут ударить по поступлениям в бюджет республики, которая сильно зависима от федеральных средств. Это может скорректировать социальные республиканские программы.
Несмотря на то что у России с Китаем хорошие отношения, вряд ли наших предпринимателей будут радужно встречать на китайском рынке.
- К сожалению, местные компании, которые работают в Бурятии, ничего не производят того, что предлагали бы в последнее время китайцам американцы, - подытоживает эксперт.