Огромную нишу в нашей жизни занимает автомобиль. Именно он всегда придет на помощь, когда необходимо быстро добраться до нужного места. Но есть одно «но», машина рано или поздно начнет нуждаться в ремонте. Эту проблему нам помогут решить автомеханики, которые посвятили себя ремонту четырехколесных.
Признайтесь, все привыкли, что автомеханик обязательно должен быть мужчина. Однако это лишь стереотип, и девушки ничуть не уступают сильному полу в технических направлениях. Хороший пример тому 24-летняя Аюна Жамбалова, которая с подросткового возраста мечтала работать с автомобилями и благодаря своему упорству осуществила эту мечту.
В детстве в куклы не играла
Родилась Аюна в Улан-Удэ 2 января 1995 года. Детство девочки проходило, увы, не гладко: с ранних лет она лишилась отца. И мать с пяти лет воспитывала Аюну одна.
- Отцовской любви не хватало, пришлось рано повзрослеть. В целом детство было как у всех: учеба, дом, но с пятого класса добавилась новая ступень в моей жизни - тхэквондо. Сколько себя помню, не было прогулок с друзьями, детского веселья. Были только дом, тренировки, учеба, - рассказывает Аюна.
Девочку никогда не интересовали куклы, по душе ей были больше игры в машинки, стрелялки, в основном в окружении мальчиков. В начальных классах учеба и отношения с классом были вполне хорошими, однако в средней школе Аюне пришлось нелегко. Мальчики узнали, что она занимается спортом, и начали обижать ее.
- Гнобили не только поэтому, но и из-за того, что была полной. Решилось все тем, что я начала давать отпор, сдачи. Позже даже девочки подходили и просили побить того или иного мальчика, но я отказывала. Потому что это их проблемы, - улыбаясь, вспоминает она.
Интерес к автомобилям
Аюна окончила девять классов и поступила в республиканский многоуровневый колледж на спортивный факультет. На четвертом курсе девушка пошла учиться на права на категории A и B, тогда вновь и возник интерес к автомобилям, как в детстве.
- Изучала те автомобили, на которых ездили друзья, в основном «Тойоты» и «Хонды». Они обсуждали проблемы с машиной между собой, а я думала, что это может быть, и слушала их предположения. Мне стали нравиться красивые спортивные автомобили. А потом решила работать механиком, тогда я точно знала, что хочу быть в этой профессии. Для меня это очень интересное направление, - говорит Аюна.
Желание связать свою жизнь с автомобилями просто поглотило девушку. Она думала поступить в колледж на автомеханика, но к ней отнеслись несерьезно, а проблемы с финансами не дали реализовать мечту. Когда Аюна окончила спортивный факультет, в последний раз съездила на чемпионат России по тхэквондо и решила жить так, как хочет она, а не другие. После этого момента и возник вопрос, на какое СТО возьмут девушку без опыта работы и каких-либо знаний.
- С работой было напряжённо. Для начала устроилась в охрану. Работала там. При этом начались поиски СТО, куда требуются ученики: механики, автоэлектрики, кузовщики. Я знала, что будет нелегко, но не представляла насколько. Грубо говоря, высылала резюме, в котором писала, что есть огромное желание учиться. Но по факту больше ничего. Было столько отказов, что я уже отчаялась. Ответы были одинаковыми, что-то типа: «Девушки нам не нужны», - с грустью вспоминает Аюна.
«Хорошо, давайте попробуем»
Однако долгие поиски желаемой работы все же увенчались успехом. В один прекрасный вечер, когда девушка была на смене, ей ответили на резюме: «Хорошо, давайте попробуем. Приходите завтра». Произошло это 20 июля 2017 года.
- Эту дату я запомню надолго, в этот день мне дали шанс воплотить свою мечту в реальность. Первые впечатления - «как же здесь здорово». Мужчины на СТО, правда, были в шоке, когда я сказала, что пришла по вакансии. Подошел ответивший на письмо Сергей и познакомил с Эдуардом, мастером СТО. Здесь и началась новая светлая полоса в моей жизни, - рассказывает она.
Первые три месяца девушку вообще не допускали к автомобилям. В первый день Аюне дали книгу по устройству автомобиля и сказали: «Читай, потом рассказывать будешь». Однако литература ей была не интересна, и она начала ходить и смотреть, что делают механики: как крутят, прессуют, выбивают и тому подобное.
- Первое мое задание было снять шкив коленвала с мотора 1jz с помощью двух монтажек. Это было забавно, мужчины долго наблюдали. А первая работа по ремонту - попытка поменять колодки. Я так переволновалась, что стала закручивать болт на суппорте вместо того, чтобы его ослабить. Закрались мысли о том, что это не мое. Но после трех месяцев работы под свое крыло меня взял Александр, один из лучших специалистов в сфере переоборудования. Вот так началась моя карьера. Он не жалел меня, давал любую работу, учил, делился опытом, - вспоминает девушка.
Обучение
И все начиналось, как в первом классе. Когда Александр взял девушку к себе, был занят ремонтом УАЗ-469. В этот момент на переоборудование приехал так называемый «головастик» - УАЗ-3303. И так как мастер был занят другой машиной, сказал Аюне снимать двигатель с коробкой. Этот момент стал для девушки первой почти самостоятельной серьезной работой: Александр ходил с маркером и отмечал, что нужно отключить и открутить.
- И я делала. Было прикольно. Он выполнил основную работу по переоборудованию, а я собирала его дальше, устанавливала карданы, заливала масло, занималась мелкой работой. Далее пошло по накатанной. Он давал задание, а я выполняла. Затем меня сделали «пожарником». При переоборудовании нужно было много работать сваркой, а я следила, чтобы не загорелось. Первое время с ума сходила от малейшего возгорания, мужики смеялись и успокаивали, - продолжает девушка.
Следующей машиной, которую Аюна подготовила к переоборудованию без помощи Александра, стал УАЗ-469. Девушка делала все то же самое, но уже без подсказок мастера, лишь раз в 30 минут мужчина подходил и проверял качество работы.
- Тогда я была очень горда за себя, что тут работаю, с такими специалистами, что мне доверяют достаточно серьезные процессы, - отметила механик.
Бывали разные случаи
Шло время, Аюна училась всему: ремонту автомобилей, общению с клиентами и т.д.
- Парни привыкли ко мне, а я без них не видела больше ничего. Старалась умничать по поводу ремонта с друзьями, но они меня всерьез никогда не воспринимали. Поначалу меня это задевало, но потом осознала: в этой профессии девушка должна всегда доказывать, что она чего-то стоит. Однажды был случай, приехал автомобиль на замену задних тяг. Один из механиков сказал, чтобы я тоже подключалась, потому что клиент торопился. Мы и начали разбирать по стороне, но клиенту не понравилось, что девушка делает его авто. Сказал: «Девушка, отойдите от автомобиля, пусть делает мужчина». Это меня задело, и я перестала заниматься его машиной. А механик, в свою очередь, сел и тоже прекратил ремонт данного авто, аргументировав тем, что без меня дальше работать не будет. Клиент сдался, но не без недовольства, - рассказывает она.
Примерно через полтора года начальник Аюны сообщил ей, что теперь она будет выполнять функцию мастера, чтобы немного освободить первого специалиста. Это был один из самых трудных моментов в работе девушки: звонки клиентов, консультация по поводу ремонта, расчет, распределение работы между механиками.
В общей сложности Аюна проработала на СТО два года. Как оказалось, причин ухода было несколько. Во-первых, девушка решила повысить свою квалификацию по сварке, а для этого необходимо отучиться и получить документальное доказательство, что она сварщик. Во-вторых, было желание переехать в другой город. По ее словам, в другом городе больше возможностей и в плане обучения, и в плане жизни. А в-третьих, необходимо развиваться дальше, то есть изучить европейский автомобильный рынок, так как таких автомобилей становится все больше. В итоге Аюна уехала жить в Санкт-Петербург.