авиарейсы
2737

Льготы не столь отдалённые: Москва подкинет Бурятии денег на региональные авиаперевозки

Вместе с шестью другими регионами нашу республику включили в перечень труднодоступных территорий

Фото: архив infpol.ru

Минтранс России меняет правила субсидирования региональных авиаперевозок. Срок действия контракта с авиакомпаниями на таких маршрутах может вырасти до трёх лет, а дотации для труднодоступных территорий – увеличиться. Соответствующий проект поправок, разработанных в ведомстве, размещён на сайте regulation.gov.ru. Сама программа субсидирования была запущена в конце 2013 года. Её цель – дать перевозчикам возможность открыть новые направления, напоминает «Коммерсант».

- Главным нововведением стала возможность заключать трёхлетние контракты по субсидируемым направлениям. Сейчас соглашения только годовые и авиакомпании неоднократно жаловались на это, поскольку «раскатать» новое направление за год, приучив к нему пассажиров, крайне сложно. В результате новые маршруты не выходят на окупаемость и закрываются, – подчёркивает издание.

По новым правилам, перевозчики вправе подавать заявки на открытие новых маршрутов не позже 1 октября (вместо 1 декабря, как в действующей редакции). В «S7 Airlines» уверены: это позволит увеличить горизонт планирования.

- В нынешнем формате авиакомпании вплоть до конца года не могут быть уверены, какие направления войдут в их полётные программы, и оценить объём работы на год. Это неудобно и пассажирам, которые не могут приобрести билеты по субсидируемым тарифам на следующий год в период согласования заявок, – отмечают в компании.

Также в новой редакции предусмотрен резкий рост субсидий для перелётов на труднодоступные территории. Соответствующий повышающий коэффициент увеличен с 1,25 до 1,8, а для рейсов в аэропорты с годовым пассажиропотоком менее 100 тысяч человек – до 2,1. Список удалённых территорий дополнили семью регионами. В их числе – Приморье, Хабаровский край, Амурская и Оренбургская области, Еврейский автономный округ, Бурятия и соседнее Забайкалье. Впрочем, не все перевозчики считают это решение оптимальным.

- При условии, что финансирование в рамках правительственного постановления № 1242 («О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети») не увеличится, такой рост коэффициентов приведёт к снижению количества субсидируемых маршрутов. По нашей оценке, оптимальными были бы значения 1,5 и 1,8, – считают в «S7 Airlines».

Субсидии на региональные перевозки в 2019 году были повышены более чем вдвое – до максимальных за время существования программы 7,8 миллиардов рублей. Всего утверждено 197 льготных авиамаршрутов, на которых работают S7, «Азимут», «Руслайн», «Северсталь», «Якутия» и другие.

Президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков считает, что субсидии необходимо увеличить – нормативы утверждены более пяти лет назад, а потому надо учесть инфляцию.

- Иногда субсидии выдаются на маршруты, где уже есть коммерческие перевозчики. Это экономически неэффективно. Например, в 2019 году компании S7 выделили субсидии на маршрут «Красноярск – Иркутск», а в 2017-м – из Новосибирска в Сургут и Нижневартовск, хотя на них уже достаточно коммерческих рейсов, – заявил он.

В «S7 Airlines», в свою очередь, считают, что новая редакция правил субсидирования не учитывает ряд важных вопросов.

- Например, при конкуренции двух перевозчиков на маршруте приоритет отдаётся выполняющему полёты на российских судах, выпущенных после 2009 года. В этом году мы не получили субсидию на рейс «Новосибирск – Горно-Алтайск», на котором планировали эксплуатировать (самолёт) «Embraer 170» на 78 мест. Её отдали компании с турбовинтовыми Л-140 в парке, хотя по итогам 2018-го эффективность «Embraer 170» на направлении втрое превосходила Л-140, – подчеркнули в авиакомпании.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов считает новую редакцию правительственного постановления разумным шагом, который повысит эффективность программ субсидирования. При этом необходимо предусмотреть механизм, позволяющий субсидировать перевозки в пределах одного региона, так как «некоторые субъекты превосходят по размеру европейские страны», заявил эксперт. По его словам, до получения субсидий также следует допустить эксплуатантов вертолётов.

- В России есть территории, до которых можно добраться только на вертолёте, – добавил Фёдор Борисов.

Напомним, с июня полёты из Улан-Удэ в Москву и обратно начнёт выполнять третья по счёту авиакомпания – «Smartavia» (прежнее название – «Нордавиа»). Это стало возможным после включения региона в состав Дальневосточного федерального округа. Бурятии выделили дополнительные субсидии на авиаперевозки – порядка 2,5 млрд. рублей, что и привлекло нового перевозчика. Отныне жители республики смогут выбирать между S7 Airlines, «Победой» (которые уже осуществляют рейсы по этому маршруту) и «Smartavia». Кроме того, два новых рейса свяжут Улан-Удэ с соседними Иркутском и Читой.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях