Порой, чтобы обнаружить самую настоящую сенсацию, не нужно отправляться в дебри тайги или взбираться на горные кряжи. Удивительные находки можно сделать, как говорится, «прямо за околицей». Просто надо быть очень внимательным. В этой истине в очередной раз убедились журналисты «Информ Полиса», которые выехали в иволгинскую степь.
Вообще, на наш взгляд, Иволгинский район – это настоящая кладезь тайн. В своих публикациях мы рассказывали о загадках «Горы Павлин» и утеса с «Оленями» и «Ставкой Гэсэра», сопке «Поющая стрела», целебных источниках и даже коснулись мрачной легенды о «Черной всаднице» (со многими из этих статей можно познакомиться на сайте infpol.ru). Казалось, что мы хорошо знаем этот район. Однако нынешняя находка, которая, без сомнений, привлечет внимание археологов, историков и туристов, показала, что это далеко не так.
Обнаружили случайно
Район снова преподнес нам сюрприз - всего-то в нескольких километрах от Улан-Удэ обнаружена самая настоящая доисторическая «горнодобывающая фабрика», возраст которой измеряется тысячелетиями. Там до сих пор лежат каменные жернова и обработанные плиты. Все артефакты относятся к далекой, еще догуннской эпохе, хозяевами мастерской могли быть степные скифы - представители исчезнувшей цивилизации «плиточников». Не исключено, что на сегодня эта мастерская является единственной сохранившейся каменоломней по изготовлению «Оленных камней».
Но и это еще не все! На одной из плит обнаружены отпечатки неизвестного существа. Судя по форме и размерам следа, его мог сделать динозавр!
О загадочном месте в иволгинской степи нам сообщили исследователь-краевед Любовь Баирова и председатель РОО «Содружество» Эрдэм Жамсуев. Именно их и можно назвать первооткрывателями древней мастерской.
- Обнаружили совершенно случайно, - рассказали нам исследователи. – Мы поехали в эту местность, чтобы разыскать плиточные могилы. По пути мы и обратили внимание на очень странную каменную кладку… Присмотрелись и ахнули!
Мастерская камнерезов
Ахнули и мы, прибыв на место. Перед нами были десятки огромных валунов, поверхность которых была покрыта аккуратными, ровными и достаточно глубокими выбоинами. Как древние люди выбили их на камнях и сколько им для этого потребовалось времени, неизвестно.
Отметим, что подобную древнюю каменоломню мы видели во время экспедиции в Заиграевский район. Однако есть ряд отличий. Выбитые на камнях отверстия тут намного крупнее и аккуратнее. Порой мы находили каменные плиты с очень большими «зубцами». Расстояние между «прорезями» одинаковое, словно древние камнетесы пользовались измерительными приборами. Вообще нам порой казалось, что иволгинские камнерезы работали какими-то специальными инструментами.
- Скорее всего, древние люди использовали специальные клинья, - предположила Любовь Карловна.
Возможно, и так. По крайней мере, технология отличалась от той, что мы видели в Страшной пади.
«Оленные камни», жернова и след ящера
А вот остальные детали были очень похожи. Так же как в Заиграево, в иволгинской степи располагались «каменные столы», а вся местность была буквально засыпана обломками ровных каменных плит. По всей видимости, каменотесам были нужны именно такие плиты для строительства могильников.
- Думаем, что здесь располагалась мастерская по изготовлению «Оленных камней», - сообщили нам первооткрыватели.
Как объяснила нам Любовь Баирова, предположение связано с тем, что в этих местах некогда было большое количество плиточных могил. Кстати, один из «Оленных камней», сохранившийся лучше всех, еще до войны был вывезен в Иркутск и является экспонатом музея.
«Оленными камнями» называют аккуратно отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень с ветвистыми, большими, закинутыми назад рогами. Помимо оленей на плитах изображались лошади, орнаменты, оружие и различные геометрические фигуры. Артефакты часто встречаются в Бурятии, Тыве, Забайкалье, на Алтае, в Монголии и Китае. Историки обычно связывают «Оленные камни» с загадочной цивилизацией «плиточников». Камни устанавливались в качестве оградок могил, а также на местах культовых торжеств и жертвоприношений.
В мастерской делали не только плиты. То и дело попадались каменные круги, похожие на жернова. Это говорило о том, что древние мастера изготавливали здесь бытовую утварь. Вполне возможно, плиты и «жернова» не единственные предметы, которые тут можно найти. Так что археологам есть над чем потрудиться. Вызвали наш интерес загадочные круглые ниши, которые были буквально выжжены в некоторых валунах. То, что древние мастера их выжигали, сомнений не было – края ниш оплавлены. Но зачем камнерезам были нужны эти ниши? Для очага, сигнальных огней или чего-то совершенно другого?
Но больше всего нас поразил валун, на котором был отчетливо виден оттиск огромной лапы. Словно здесь оставила след огромная «птица». А может, ящер?
- Я думаю, что это след динозавра, - предположила Любовь Баирова.
Известно, что в мире то и дело находят окаменевшие отпечатки следов древних ящеров в различных осадочных породах или песке. А валун, на котором был виден отпечаток, судя по структуре, как раз и относился к камням-песчаникам. Так что не исключено, что в пригороде Улан-Удэ найден след древнего ящера! Но, что самое удивительное, рядом с отпечатком «динозавра» можно было разглядеть и след «ладони», очень похожий на оттиск человеческой руки… А вот этого мы объяснить уже никак не могли.
Степные скифы
Нераскрытым остался и вопрос о том, кто же соорудил в степи настоящий «завод» по изготовлению каменных блоков, плит и жерновов. Учитывая, что «мастерская» специализировалась на «Оленных камнях», можно предположить, что каменоломня относится к таинственной цивилизации «плиточников». К сожалению, о ней известно немного. К тому же в Бурятии и Забайкалье плиточных могил осталось мало, большинство из них разграблены. А вот в Монголии к древним могилам всегда относились бережно, что позволило ученым из разных стран более плотно заняться изучением исчезнувшей культуры. Специалисты пришли к выводу, что монгольские «плиточники» (а значит, и бурятские, и тувинские, и алтайские), возможно, являются знаменитыми скифами. Об этом свидетельствуют находки в местах проживания «плиточников» и в их погребениях. Там обнаружены инструменты, оружие и предметы обихода, выполненные в знаменитом «зверином стиле» скифов. Исследования на эту тему продолжаются.
Скифский (или скифо-сибирский) «звериный стиль» - особая манера исполнения изображений животных - оленей, лошадей, кабанов, барсов, волков. Для скифского стиля характерны особые позы животных. Так, барсы обычно изображались свернутыми в клубок, а олени - с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами. То есть на «Оленных камнях» можно как раз и увидеть тот самый «звериный стиль» скифов.
По мнению ученых, скифская империя располагалась на огромной территории от Дуная до Великой Китайской стены, контролируя часть Европы и Азии (Балканы, Причерноморье, Сибирь, Алтай, Монголию и Китай). То есть «плиточники» объединяли культуру огромного мира земледельческих, кочевых и полукочевых племен. А еще скифы, жившие еще до нашей эры, искусно изготавливали металлические вилки и ложки, не только боевые, но и кухонные ножи, делали иголки, зеркала, украшали оружие и домашнюю утварь причудливыми узорами в «зверином стиле», шили одежду и строили дома. Так что древние «плиточники» были совсем не теми дикими кочевниками, которыми их обычно изображают в литературе. Это была весьма развитая цивилизация, вышедшая из монгольских степей. Интересно, что «плиточники» имели смешанный антропологический тип - они одновременно относились и к европеоидам, и к монголоидам. Поэтому, по мнению исследователей, скифы являлись прародителями как финно-угорских племен, так и всех современных монгольских народов. Впрочем, тема скифов Центральной Азии заслуживает отдельного разговора. Мы еще вернемся к ней в последующих публикациях.
Ну и последнее. После некоторых раздумий мы решили не указывать точные координаты места, где находится древняя каменоломня. Уже сейчас там повсюду мусор и свалки. Что может произойти после того, как к скифской «фабрике» хлынут неорганизованные туристы, лучше и не представлять. Думаем, что сперва эта местность должна быть взята под охрану района и республики как историко-археологический памятник. И лишь после того как власти наведут там порядок, древняя мастерская может открыта для туристов.