В ближайшее время члены рабочей группы при Сибирском отделении Российской академии наук (СО РАН) определят скорректированные нормативы сбросов сточных вод в Байкал. Об этом ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) сообщил глава Бурятии Алексей Цыденов.
- При СО РАН создана специальная рабочая группа, которая изучает предлагаемые нормативы. В середине июня состоится очередное заседание научного совета, на котором планируется уже выйти на какие-то финальные параметры, – цитирует его издание.
Руководитель республики подчеркнул, что «это будут самые жёсткие параметры не то, что в России, а в мире».
- Это будет вода, требования к которой в любом случае получаются выше, чем к питьевой, – добавил Цыденов.
После доработки документ с предлагаемыми скорректированными нормативами направят в Минприроды РФ. А решение об их изменении могут принять уже к концу года.
Изменить нельзя оставить
То, что федеральные чиновники хотят снизить требования к очистке сточных вод на Байкале, уже ни для кого не секрет. С предложением внести изменения в собственный приказ № 63, утверждённый в марте 2010 года, выступило Минприроды России. С позицией ведомства согласно и руководство Бурятии. В правительстве республики пришли к выводу, что действующие нормативы оказались просто невыполнимыми. Да и бурятские учёные заявили: если их не смягчить, священное озеро так и продолжат загрязнять, а власти даже не смогут построить очистные сооружения из-за отсутствия доступных технологий. Современные же, позволяющие приблизиться к этим нормам, дороги́ как в строительстве, так и в эксплуатации и могут привести к росту тарифов для местного населения в несколько раз, уверены эксперты
- В наш адрес часто звучат претензии, что федеральная целевая программа по охране Байкала за предыдущие шесть лет не была полностью реализована. Я больше скажу: если останется такой приказ, мы и по нацпроекту «Экология» до 2024 года вообще ничего не сделаем. Можно прямо сегодня отказаться абсолютно ото всех денег, поскольку мы не построим 18 очистных, которые заложены в проекте, – сообщил ранее Алексей Цыденов.
В начале апреля на улицах Улан-Удэ даже собирали подписи за корректировку приказа. Иркутские учёные придерживаются иного мнения. Так, директор Лимнологического института СО РАН (ЛИН СО РАН) Андрей Федотов считает, что новые нормативы негативно скажутся на экологическом состоянии священного озера. Кстати, коллег из Приангарья поддержали американские и японские специалисты и представители международной экологической коалиции «Реки без границ».
Тем временем нашумевший документ уже прошёл общественные обсуждения. В мае стало известно, что в работе над ним Минприроды пытается найти компромисс между наукой и технологиями.
- Мы получили замечания от федеральных органов исполнительной власти и сейчас проводим совместную работу, в том числе с общественными организациями, которые находятся на Байкале, – пояснил ТАСС директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и Байкальской природной территории (БПТ) Минприроды России Иван Шмаков.
Тогда же РИА Новости сообщило: федеральное ведомство рассматривает возможность применения разных критериев по очистке стоков к разным районам озера. Учёные должны проанализировать наилучшие и доступные технологии и озвучить конкретные предложения по изменениям в приказ до 12 июня. Они же сформулируют техническое задание на разработку системы водоочистки БПТ.
В Минприроды России пообещали учесть мнение общественности при изменении нормативов вредного воздействия на Байкал, в том числе сбросов в него.
- Наша цель – чтобы приказ отражал интересы всех сторон и ни в коем случае не навредил Байкалу, – подчеркнул Шмаков. – Озеро уникально во всём своём многообразии, и мнения учёных расходятся. Многие согласны с тем, что необходимо установить индивидуальные нормы не только для самого Байкала, но и для различных территорий. Это касается и различных веществ, которые присутствуют в стоках, и мониторинга этих сбросов. И здесь, помимо науки, присутствуют технологии. Наша задача – соединить их и научную базу. И так, чтобы это не стало очень дорогим для населения.