Про экологическую ситуацию, сложившуюся на реке Модон-Куль в Закаменском районе Бурятии, рассказали в федеральном издании «Известия».
Ранее infpol.ru сообщал, что вода в местной речке внезапно стала оранжевой и напугала жителей Закаменска. Позже стало известно, что такой цвет вода приобрела из-за марганца и кадмия, попавшего из законсервированной штольни бывшего рудника «Холтосон» Джидинского вольфрамо-молибденового комбината.
Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат за свою почти шестидесятилетнюю историю оставил в черте Закаменска и прилегающей к комбинату местности более 40 млн тонн отходов обогащения молибденовых и сульфидно-вольфрамовых руд. С каждым дождем или таянием снега они вымываются, попадают на территорию города и стекают в речку Модон-Куль, которая, благодаря содержанию тяжелых металлов, признана самой грязной рекой Байкальского бассейна.
Исследование волос жителей города Закаменска, содержащих эти же опасные элементы, доказывает, что существует отчетливая миграционная цепь: техногенные пески - воздух - почва - продукты питания - организм человека, писал infpol.ru в 2003 году.
«Тяжелые металлы есть»
В начале мая на геологическом факультете МГУ опубликовали атлас, основанный на данных наблюдений, проводившихся в долине реки Селенги с 2013 по 2017 год совместно с Русским географическим обществом при содействии Байкальского института природопользования СО РАН и Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции РАН и МАН. По данным ученых, на состоянии реки сказывалась в первую очередь близость крупных промышленных центров.
В Монголии к ним относятся Улан-Батор, большой горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт» и золотые прииски на реках Туул и Хара. С российской стороны в число таких объектов попал Джидинский комбинат.
«В российской части выделяются Улан-Удэ с развитой промышленностью и населением около 400 тыс. человек, а также Закаменск, где особую экологическую опасность представляют хвостохранилища бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината», - отмечается на сайте геологического факультета МГУ.
- Серьезное превышение есть практически по всему, - отметила Наталья Борисова, заведующая лабораторией Института общей и экспериментальной биологии СО РАН в интервью «Известиям».
Пока же, по мнению Борисовой, точного понимания того, что стало причиной загрязнения, нет: для этого потребуются дополнительные исследования.
По ее словам, и Роспотребнадзор, и бурятский Гидрометцентр внимательно отслеживают ситуацию, пробы воды в реке специалисты ведомств берут ежемесячно. Но вблизи крупных городов и промышленных центров ситуация остается неблагоприятной, особенно в многоводные периоды, когда в реку Селенгу попадает вода с сельскохозяйственных полей и из водосборного бассейна.
- Как гидробиолог скажу, что идут определенные изменения, не в лучшую сторону, это связано в первую очередь с потеплением климата, но влияет и близость больших промышленных центров. То, что тяжелые металлы есть, показывают и исследования других институтов: до этого их находили и в рыбах, и в донных отложениях, - говорит ученый в интервью федеральному изданию.