Недавно в соседнем Иркутске состоялось расширенное заседание научного совета Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). На нём обсуждались вопросы, связанные со строительством очистных сооружений на притоках и берегах Байкала, проблемы, которые возникают при реализации национального проекта «Экология» и так называемые «сточные поправки» для священного озера. В мероприятии принял участие и Вячеслав Наговицын, представляющий интересы республики в верхней палате российского парламента.
На своей страничке в Facebook сенатор рассказал, что новые требования к стокам в Байкал разрабатывались исходя из «наилучших и технически достижимых параметров». Кстати, в будущем их могут ужесточить.
- По мере появления новых, более современных технологий можно говорить и об ужесточении допустимых норм. Принятие новых нормативов позволит приступить к разработке проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений на водосборной территории Байкала и своевременно реализовать задачи национального проекта «Экология» в части сохранения озера, – подчеркнул Вячеслав Наговицын.
А в недавнем интервью «Интерфаксу» о нашумевших «сточных поправках» рассказал известный иркутский учёный, директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. По его словам, над новыми нормативами работали в меньшей степени учёные и в большей – технологи. Последние продемонстрировали, каких показателей можно достичь с учётом известных сегодня технологий очистки бытовых стоков.
- На наш взгляд, нормативы получились реалистичные в исполнении и приемлемые для Байкала – в отличие от проекта 63-го приказа, предложенного Минприроды, где некоторые из них безо всякой аргументации увеличены в десятки раз по сравнению с действующими, – пояснил изданию Федотов.
Одно из главных предложений учёных – запретить слив стоков напрямую в Байкал.
- Централизованные канализационные системы не должны оканчиваться озером. Сточные воды даже после самой современной очистки нужно сливать только в притоки, чтобы перед попаданием в Байкал они проходили ещё и природную фильтрацию, – пояснил директор Лимнологического института СО РАН.
Действующие же сегодня нормативы разработаны именно для слива стоков напрямую в озеро. Кроме того, в Лимнологическом институте предлагают ввести новый принцип их расчёта.
- В действующем приказе № 63 и в его обновлённом проекте всё однотипно. Нет разницы – большой посёлок или маленький. Есть один общий норматив, который нужно соблюдать. Мы предлагаем ввести градацию для поселений: менее 500 жителей, от 500 до 1500, от 1500 до 10 000 и свыше 10 тысяч - это уже Байкальск, Северобайкальск и Слюдянка.
Именно там, где проживает более десяти тысяч человек, хотят ввести самые жёсткие требования.
- Это и технологически проще сделать – мы имеем постоянный приток стоков, что позволяет построить современные очистные сооружения непрерывного цикла. И их эксплуатация не будет стоить нереальных денег для населения. Слабее требования для поселений, где меньше 500 жителей. Но и отходов там производят меньше, – подчеркнул Андрей Федотов.
Иными словами, чем меньше населённый пункт, тем «лояльнее» там будут нормативы. Отдельные разработают для хозяйственно-бытовых стоков.
- Промышленные отходы – это вообще другое дело. Они должны соответствовать своим отраслевым показателям. Вообще, по идее, такие отходы не должны попадать в централизованную канализационную систему и, соответственно, в Байкал, – отметил учёный.
К примеру, предельное содержание фосфатов, которые, как известно, наносят наиболее ощутимый вред Байкалу, составит 0,1 мг на литр сточных вод – если речь идёт о населённых пунктах с населением 10 тысяч человек.
- Это, конечно, тоже много для Байкала, но больше снизить уже технологически трудоёмко. Для сравнения – в проекте приказа № 63 был заложен 1 мг на литр, – рассказал Федотов.
Снизить требования к очистке сточных вод на Байкале федеральные чиновники решили минувшей весной. С предложением внести изменения в собственный приказ № 63, утверждённый в марте 2010 года, выступило Минприроды России. С позицией ведомства согласилось и руководство Бурятии. В правительстве республики пришли к выводу, что действующие нормативы оказались просто невыполнимыми. Да и бурятские учёные заявили: если их не смягчить, священное озеро так и продолжат загрязнять, а власти даже не смогут построить очистные сооружения из-за отсутствия доступных технологий. Современные же, позволяющие приблизиться к этим нормам, дороги́ как в строительстве, так и в эксплуатации и могут привести к росту тарифов для местного населения в несколько раз, уверены эксперты.
В начале апреля на улицах Улан-Удэ даже собирали подписи за корректировку приказа. Иркутские учёные придерживались иного мнения. Их поддержали американские и японские специалисты и представители международной экологической коалиции «Реки без границ». В мае нашумевший документ прошёл общественные обсуждения. Тогда же стало известно, что в работе над ним Минприроды пытается найти компромисс между наукой и технологиями.