Для родителей детей, которые, по их мнению, пострадали от некачественного лечения, встречи с первым зампредом в правительстве республики стали уже традицией. Хоть и недоброй. Как выразился сам Игорь Зураев, обращаясь к Минздраву, правительство не может бесконечно вникать в проблемы ведомства.
Комиссия во главе с зампредом правительства Бурятии по социальному развитию Вячеславом Цыбикжаповым работает над жалобами родителей с шестого июня. Детально разбираются не только сами обращения, но и работа министерства.
По данным на 17 июня, в комиссию поступило уже 33 заявления. Обращения касаются не только Детской клинической больницы на Модогоева и Минздрава Бурятии, но и ряда других медицинских учреждений: Прибайкальской, Иволгинской и Бичурской ЦРБ, поликлиники № 3, БСМП, ДРКБ на пр. Строителей, Ильинской больницы и инфекционной больницы.
В некоторых ситуациях от законных представителей детей скрывались их истории болезни, не были проведены телемосты, необходимый первичный осмотр и госпитализация. Некоторым детям не выданы положенные лекарства, а кому-то из них после смерти приписаны не существовавшие ранее диагнозы.
Каждый случай межведомственная комиссия рассматривает в ежедневном режиме, говорит Вячеслав Цыбикжапов.
- Проверка деятельности Детской клинической больницы сегодня проводится прокуратурой Советского района Улан-Удэ совместно с Росздравнадзором Бурятии. Роспотребнадзор с прокуратурой республики проводят внеплановую проверку ДКБ на предмет соблюдения требований санитарной безопасности. Также комиссия анализирует деятельность Минздрава Бурятии с учётом доводов заявителей о неосуществлении ведомственного контроля качества предоставления медицинских услуг. Среди вопросов также решение о премировании руководителей больницы. Вопрос о виновности персонала ДКБ рассматривается в рамках возбужденных уголовных дел. Работа только начинается, запрошены необходимые документы и нормативно-правовые акты, - сказал Цыбикжапов.
40 миллионов на реорганизацию
О том, как идет процесс реорганизации Детской республиканской клинической больницы на пр. Строителей, рассказал министр здравоохранения Бурятии Дамбинима Самбуев. Напомним, к больнице присоединят ДКБ на ул. Модогоева.
- В ДКБ будет проведён ремонт, вместо пищеблока организуют приёмный покой, реанимация с третьего этажа переместится на первые этажи, - сказал Самбуев. – Паллиативное отделение будет переведено в ДРКБ, где есть лифт. Прорабатываются вопросы установки вентиляционной системы в ДКБ. Отделение пульмонологии перейдет с пр. Строителей на ул. Модогоева. Вместо него на втором этаже будет отделение неврологии. По ремонтным работам мы расчеты сделали, необходимо где-то в пределах 40 млн рублей. Одномоментно это сделать сложно, поэтому эти работы будем проводить поэтапно.
По регламенту или по совести?
Один из главных вопросов, волнующих родителей, - качество ведомственных проверок Минздрава в отношении больниц.
Министр отметил, что по 21 ребёнку из 31 была проведена ведомственная экспертиза. Её результаты родителям отправили 7 июня по почте. Однако, как выяснилось, по истечении 10 дней почти никто из них не получил указанных писем. А те, кто получил, недовольны результатом.
- Я получила ответ, где вы пишете: «Министерством здравоохранения по вашему обращению ранее проведен внеплановый ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности ГАУЗ «ДРКБ» при оказании медицинской помощи вашему ребёнку», - зачитала документ мама покойной Кати Марина Цыренова. – То есть переписано то, что мне в мае уже приходило. По результатам проверки больнице выдано предписание, вынесено дисциплинарное взыскание. Где акты? Почему мне их не направили?
Наталья Жаркова, мама покойной Богданы:
- Почему к письму о том, что была проведена документальная проверка, не приложены акты этой проверки? Для нас, родителей, это как будто переписали и отправили. Грубо говоря, мы даже не уверены в том, что это была проверка.
Дамбинима Самбуев: - Есть акт.
Н. Ж.: - А почему хотя бы копии не отправили?
Д. С.: - Нет, по закону должны просто ознакомиться с этими актами.
Н. Ж.: - А как мы можем это сделать?
Д. С.: - Ну, заявительный характер. Прийти и ознакомиться.
Н. Ж.: - Можно же было в письме указать, что с актом проверки вы можете ознакомиться таким-то образом. По заключению мой ребёнок погиб от внутриутробной инфекции, которую вывели при пересмотре, когда ребёнка уже не стало. Как тогда проводится документальная проверка, если элементарно нет сроков выдачи результатов?
Д. С.: - Каждый работал по своему регламенту.
Н. Ж.: - Или по своей совести?
Д. С.: - В том числе.
- Вы поймите, люди-то переживают о чем? – обратился к министру Игорь Зураев. – Что этот же непрофессиональный фельдшер устроится на работу где-то ещё и будет действовать по такому же алгоритму.
Одним из вопросов от родителей стала проблема обеспечения детей необходимыми лекарствами, в частности противосудорожными препаратами. По словам одной из мам, выдача лекарства её сыну то прекращалась, то возобновлялась, то вместо назначенного врачом препарата приходил другой. Обращения в Минздрав республики не приводили к результату.
Игорь Зураев пообещал отдельно рассмотреть эту проблему. По конкретным детям, не получившим препараты, оперативное решение вопроса взял на себя Вячеслав Цыбикжапов совместно с Минздравом Бурятии.
- На самом деле здесь адресатом должно быть, конечно же, Министерство здравоохранения. Если оно не принимает мер, то следует жаловаться в надзорные органы – Росздравнадзор, – добавил Игорь Зураев.
«Мы не против всех врачей, но хотим наказания виновных»
Как отметил Дамбинима Самбуев, в настоящее время Минздрав проводит сбор информации обо всех главных врачах республики, движении кадров и финансовом состоянии в медицинских учреждениях. Анализируется количество жалоб от пациентов, их смертность и другие показатели работы. До конца июня приглашаются специалисты по профессиональной этике и деонтологии.
По словам родителей, недавнее выступление на телевидении одного из главврачей республики возмутило их. В частности, это касается его ответа на вопрос о волне скандалов, сотрясающих сферу здравоохранения в последние месяцы.
- Он сказал, что эта «шелуха отпадёт». Получается, «шелуха» - это смерть наших детей? – недоумевает одна из матерей. – Такое чувство, что нас обвиняют, будто мы поливаем грязью всех врачей, хотим их сжечь, убить. Но это не так – мы не против всех врачей, мы хотим, чтобы наших детей лечили квалифицированные врачи и чтобы только виновные были наказаны.
Перестроить работу больниц и Минздрава
Ближайший общественный совет, куда войдут трое инициативных родителей, должен пройти с участием всех главных врачей, распорядился Игорь Зураев.
- Чтобы выслушали всю боль, какая есть у родителей. Всю работу, и у вас в Минздраве в том числе, нужно перестроить. Если этого не случится, мы будем ставить вопрос по вам и вашим заместителям – по всей вашей команде. Мы не можем бесконечно собираться и погружаться в ваши проблемы, которые должно решать министерство. Давайте договоримся по-хорошему, - заключил он.
К слову, в некоторых случаях врачи, имевшие отношение к лечению детей, уволились и даже уехали из республики. Родителей беспокоят вопросы: будут ли наказаны виновные, если выяснится, что ими окажутся данные специалисты, и не получится ли так, что в ходе многочисленных проверок проверок (намеренная тавтология) пройдут все сроки давности и родителям не удастся добиться справедливого решения.