Нужны грамотные, подготовленные учителя, а сам предмет нужно преподавать не «для галочки», а для того, чтобы дети получали духовную энергетику.
С 2013 года во всех школах России был введен предмет «Основы религиозной и культурной светской этики», сокращенно ОРКСЭ. Его изучают ученики 4-х классов, по 1 часу в неделю, всего на этот курс выделено 34 часа. Включает он 6 модулей: основы светской этики, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ограниченный выбор
Какой модуль выбирать – право родителей, как законных представителей детей. В конце учебного года в 3-м классе они пишут заявление, в котором указывают, что бы хотели изучать их дети – буддизм, православие, иудаизм, либо что-то другое из 6 модулей курса ОРКСЭ. Несмотря на кажущуюся свободу выбора, родителям приходится действовать в добровольно-принудительном порядке, потому что особого выбора и нет.
- Там, где село русское, дети выбирают основы православия. В городских школах все добровольно-принудительно выбирают основы мировых религий. Это даже не обсуждается, - говорит Савватий, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский, и приводит статистику: - В итоге 6% из всех учеников 4-х классов Бурятии изучают основы православной культуры, 7% - основы буддизма. Остальное подавляющее большинство выбирают основы мировых религий или светскую этику. В результате Бурятия находится в самых нижних строках рейтинга по изучению православия в школах.
По данным республиканского Министерства образования, светскую этику изучают до 70% учеников, ещё четверть — основы мировых религий. Из оставшихся буддийскую культуру изучают 700 школьников, основы православия — около 500. Основы исламской и иудейской культур в Бурятии не выбрал никто.
Представители религиозных конфессий говорят, что пытались найти точки понимания с Министерством образования региона в вопросе свободы выбора, но пока ни к чему не пришли.
- Пока не упорядочим курс преподавания ОРКСЭ, рассуждать о нравственности и духовности не приходится. У нас разработан курс и подготовлены видеоуроки и видеоприложение по основам православной культуры. В БГУ завершают подготовку наши студенты по специальности «теология». Они могли бы вести уроки, проводить курсы для учителей. Это же удобнее, когда один преподаватель охватывает 5 - 6 школ. И у директоров школ не было бы головной боли, - отметил митрополит.
Духовности много не бывает
Председатель комитета Минобрнауки Бурятии Батор Цыренжапов отметил:
- У нас православие и буддизм выбирают немного родителей. На эту статистику мы повлиять не можем. Потому что, вы же знаете, этим самым мы подорвём светскость нашего государства и свободу выбора.
- У школьников должны быть знания о культуре родного края, а не «каша в голове» из мировых религий, - высказал мнение митрополит.
Председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Игорь Марковец отметил, что «духовно-нравственное образование не должно быть для «галочки».
- Нужно рассмотреть возможность увеличения финансирования курсов повышения квалификации и переподготовки учителей, и в частности для предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Но я убежден, что вряд ли кто-то сможет передать детям знания об основах той или иной религии лучше тех, кто посвятил этому жизнь, - сказал депутат.
Игорь Марковец обратился к митрополиту Савватию с предложением:
- Нельзя ли организовать для учителей курсы, чтобы они получили сертификат? А так духовные отцы могут психологически посмотреть, человек способен преподавать или он так, лишь бы отвести урок. Очень важно ведь, кто преподает.
По итогам встречи было принято решение провести расширенное совещание с представителями религиозных конфессий и круглый стол с участием представителей религиозных организаций, депутатов Народного Хурала и Минобраза.