В редакцию обратилась улан-удэнка Татьяна Иванова (имя и фамилия изменены по просьбе женщины). Она уверена – с помощью «кукол Вуду» и порчи имущества кто-то пытается выжить её пожилую мать из товарищества. В СНТ же утверждают, что женщина не платит взносы и донимает правление многочисленными жалобами.
Анне Александровне (имя и отчество изменены) 81 год, она инвалид второй группы и дитя войны. После смерти в 2007 году её супруга, который был членом СНТ, участок достался ей. Вместе с дочерью Татьяной они ездили сюда как на дачу каждое лето по выходным. Но в последнее время дочь боится привозить мать в товарищество – окна её домика вымазаны несмываемой чёрной краской так, что внутрь не попадает дневной свет. Женщина уверена, что таким образом кто-то пытается прогнать её мать или мстит за жалобы ей самой.
Пожаловалась на соседей-нарушителей
Началось всё в прошлом году, когда Анна Александровна с дочерью в очередной раз приехала на свой участок в «Лесоводе».
- Мы обнаружили, что соседи построили негерметичную выгребную яму выше нашего участка по склону, - рассказывает Татьяна. – Все стоки шли под наш участок и домик. Когда мы обратились в правление СНТ, нам сказали, что эта земля не принадлежит товариществу, ведь сосед построил яму за пределами своей территории.
Когда женщины сообщили соседу, что расположение его выгребной ямы им не по нраву, тот заявил, что перегородит им дорогу, по которой они почти 30 лет подъезжали к своему участку, говорит Татьяна.
- Теперь дорога перекрыта и принадлежит ему, хотя пока только документально! - возмущается женщина. – Мы обратились в Роспотребнадзор, который установил, что выгребная яма соседей не соответствует санитарным нормам.
Как сообщают в пресс-службе Управления Роспотребнадзора по Бурятии, хозяева соседнего участка, действительно, допустили нарушения, за что получили предписание. Позднее вместе с председателем специалисты выезжали туда снова и зафиксировали, что яма устранена, сообщили в ведомстве в ответ на наш запрос.
Надзорным органам, по мнению Татьяны, стоит присмотреться и к другим членам товарищества – многие садоводы, по её словам, захватили земли лесного фонда, в том числе берега чистейшего ручья Гремячий.
- У этого водного объекта должна быть охранная зона в обе стороны 50 метров. Невзирая на это, люди построили там свои бани и туалеты, - говорит она.
Кроме того, некоторые дворовые постройки находятся в непосредственной близости к лесу, что увеличивает риски возникновения пожаров, считает женщина. По этому поводу она обратилась в РАЛХ. Как нам ответили в Республиканском агентстве лесного хозяйства, сотрудники агентства совместно с Росреестром провели по жалобе проверку, которая установила факты нарушения земельного законодательства (ст. 71 Лесного кодекса РФ). Штрафу за самовольное занятие лесных участков подверглись 17 садоводов, кроме того, их обязали освободить участки.
«Я расцениваю это как угрозу»
В этом году 27 апреля Татьяна приехала в СНТ без матери и обнаружила, что окна их домика вымазаны несмываемой чёрной краской, а внутри постройки из-за этого совершенно темно.
- Мама просится на участок, но я боюсь её туда привозить, расстраивать. Думаю, причина в том, что мы помешали соседям приватизировать землю. Им ведь пришлось пройти комиссии, которые нашли множество нарушений, - предполагает женщина.
В полиции, куда она обращалась по факту порчи имущества, в возбуждении уголовного дела ей отказали – установить, кто закрасил окна её дома, не удалось.
- Соседи жалуются на меня в полицию, говорят, будто я пьяница и скандалю у них на собраниях. С мамы требуют членские вносы 10 тысяч рублей, хотя она всегда платила в год 3 тысячи рублей. При этом почти за тридцать лет её так и не обеспечили электричеством. В прошлом году на общем собрании маму исключили из СНТ якобы за долг. Позже уже на суде выяснилось, что она даже не член товарищества, чтобы её исключать. Заявление о приёме её в члены СНТ после смерти отца она не писала, так как не знала о такой процедуре. То есть всё это время она ежегодно добровольно платила правлению деньги, что отмечено в садоводческой книжке, - говорит Татьяна.
Приехав на участок в очередной раз, она увидела на дверной ручке дома обнажённую куклу, подвешенную за шею на верёвочку. Женщина продемонстрировала редакции снимок куклы с оторванной головой, которую, как она утверждает, ей подкинули на крыльцо.
- Я расцениваю это как угрозу, - говорит Татьяна.
«Кляузничает и не хочет платить»
В администрации Иволгинского района, куда неоднократно обращалась Татьяна, ей ничего не удалось добиться. Единственный выход, по её мнению, сообщить о проблеме в СМИ.
- Люди и государство должны быть заинтересованы в том, чтобы сохранять природу, чтобы Селенга не обмелела и Байкал не загрязнялся. Я люблю свою родину и хочу, чтобы детям досталось меньше несправедливости. Но у людей позиция другая – хапнуть побольше, а дальше трава не расти! – говорит женщина.
Мы выехали в товарищество, чтобы выслушать мнение соседей Татьяны и правления СНТ. По их словам, мотивы женщины не столь альтруистичны, как она это преподносит.
Как говорит казначей товарищества Людмила Катанаева, когда соседи Татьяны закопали спорную выгребную яму, женщина не успокоилась и от имени своей пожилой матери продолжила подавать жалобы.
- Она сказала, что её мать в 1991 году заплатила 65 рублей, чтобы ей провели свет. Но тогда «Лесовода» ещё не существовало, СНТ зарегистрировано в 2004 году. На проведение электричества люди сами собирали по 12 тысяч, а правление лишь помогло им, дополнительно выделив 30 тысяч из кассы. Но она отказалась платить. И членский взнос у нас составляет 3 628 рублей, а не 10 тысяч, как утверждает она. От уплаты взносов тоже отказалась наотрез. Её мать не член СНТ, но пользовалась инфраструктурой, и в апреле суд присудил неосновательное обогащение. Но и по решению суда она до сих пор не платит, - говорит казначей.
По словам председателя товарищества Вадима Дидюхина, правление пошло навстречу пенсионерке и её дочери, предложив всем садоводам скинуться на освещение её участка. Вот только пришедшие проголосовали «против», ведь каждый из них платил за электрификацию своих участков из собственного кармана.
- После этого и начались все наши беды, - говорит мужчина. – Она везде подала на нас заявления – в прокуратуру, ОВД. Её соседи, на которых она кляузничала по поводу выгребной ямы, предлагали ей подключиться к их столбу – надо было лишь купить 10-метровый кабель и счётчик. На что она сказала, что ей нужен свой столб. Дошло до того, что Иванова заявила: надо лишить всех садоводов летнего водопровода, потому что «незаконно пользоваться ручьём». В Росприроднадзоре говорят, что надземными источниками не в промышленных целях мы имеем право пользоваться. Люди используют ручей для полива огородов, никто его не загрязняет.
СНТ «Лесовод» огорожено от леса противопожарной канавой, в чём нам удалось удостовериться. Между ней и домами садоводов – федеральная дорога.
- Ни один дом не построен в лесу, как утверждает Иванова. Также она возмущается бетонными блоками, которые якобы ей мешают. Соседи поставили их для защиты от воды с гор, которая каждую весну подмывает их участок, и, между прочим, её территорию тоже, - показывает председатель.
- Землю под бетонными блоками мы узаконили и заборы здесь не ставим – соседка как ходила, так и пусть ходит, - говорят соседи.
Странная куколка, о которой рассказывала женщина, до сих пор так и висит на двери дома её матери. По мнению соседей, женщина могла бы давно избавиться от игрушки, и допускают, что она повесила её туда сама.