авиакатастрофа
5744
3

Эксперты озвучили версии страшной авиакатастрофы на севере Бурятии

Они заявили, что капитан сгоревшего самолёта спас пассажиров ценой собственной жизни

Фото: пресс-служба МЧС по Бурятии

Авиакатастрофа, которая произошла утром 27 июня на севере республики, обрастает новыми подробностями. Напомним, самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара», вылетевший из бурятской столицы в Нижнеангарск, при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы (ВПП). До этого пилот сообщил диспетчеру об отказе одного из двигателей. 

- При торможении воздушное судно развернуло, в дальнейшем оно столкнулось с очистными сооружениями. Пробив ограждение, самолёт загорелся, – сообщили в пресс-службе республиканского управления МЧС. 

На борту сгоревшего Ан-24 находилось 47 человек – 43 пассажира, включая четверых детей, и четыре члена экипажа. Двое из них – пилот Владимир Коломин и техник Олег Барданов – погибли. По данным «Интерфакса», у самолёта отказал двигатель и после приземления экипаж утратил над ним контроль.

Накануне соцсети облетели жуткие кадры авиакатастрофы – момент жёсткой посадки запечатлел на камеру один из пассажиров. Тем временем, опрошенные «Известиями» эксперты изучили представленные в открытом доступе видеозаписи и назвали возможные версии авиапроисшествия.

- По видео можно сделать вывод, что у самолёта отказал левый двигатель. При заходе на посадку никаких критичных моментов не наблюдалось, а вот уже после приземления самолёт начал отклоняться вправо по курсу от оси посадочной полосы и выкатился за пределы ВПП, – пояснил изданию Михаил Кудрявцев – руководитель компании «Правовой мир», специализирующейся в области авиации. – Обычно с отказавшим двигателем посадка производится с более длинным пробегом по полосе, приходится тормозить колёсами. И в этом случае на них может лопнуть покрышка. Это и могло стать одной из причин выката за пределы ВПП.

По словам Михаила Кудрявцева, причин отказа двигателя множество. Это могло произойти, например, из-за некачественного топлива, неправильного техобслуживания или попадания постороннего предмета.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов в разговоре с «Известиями» отметил, что после отказа двигателя командир воздушного судна принял верное решение – вернуться в аэропорт вылета (по уточнённой информации, самолёт вылетел из Улан-Удэ в Нижнеангарск, а не возвращался в аэропорт, прим. авт.).

- Он профессионально выполнил заход на посадку на одном двигателе и приземлился точно на взлётно-посадочную полосу.  А вот дальше у меня и моих коллег возникают вопросы. Почему он так грамотно действовал всё это время, а самолёт вдруг не выдержал направление пробега, слетел с полосы и воткнулся в препятствие? На то могут быть две причины –  инженерно-техническая и человеческий фактор. Самое важное, что, жертвуя своей жизнью, командир действовал таким образом, что пассажиры остались живы, – заявил Смирнов.

По мнению гендиректора ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктора Горбачёва, «командир экипажа побоялся дать реверс на работающий двигатель, предположив, что воздушное судно может развернуть, и пошёл на тормозах, а они не выдержали».

«Заметили, что левый двигатель не работает»

Подробностями авиакатастрофы в Нижнеангарске поделился с «Комсомольской правдой» один из пассажиров – Сергей Зеленовский.

- Мы должны были вылететь ещё 26 июня, но рейс задержали на ночь из-за плохой погоды, – рассказал он. – Мне досталось место в самом начале салона, в пятом ряду. Примерно за 20 минут до посадки я и мужчина, сидевший рядом, заметили, что левый двигатель не работает, винт перестал крутиться. Я ещё соседу сказал: «Тише, тише, не будем поднимать панику».

По словам Сергея, о том, что ожидается жёсткая посадка, никого не предупредили – просто попросили пристегнуть ремни и сообщили температуру воздуха за бортом. Кстати, судя по ролику, который успел снять другой пассажир, Ан-24 после приземления несколько секунд прокатился по «бетонке», а затем резко пошёл вправо на поляну и практически без тормозов врезался в здание. В салоне раздались крики.

- После этого уже началась паника, ведь самолёт загорелся с правой стороны, – вспоминает Зеленовский. – Увидев огонь, все начали кричать. Аварийный выход в конце салона открыла бортпроводница, а в начале мы с мужиками выдавили окно запасного выхода и начали в первую очередь выталкивать женщин и детей. Пока они не выбрались, мы не выходили. Странно, но сама дверь почему-то не открылась.

Из самолёта Сергей Зеленовский выбирался уже последним, прикрыв лицо курткой, чтобы не задохнуться от едкого дыма, который стал заполнять салон. Вытолкнув последнюю маленькую девочку наружу, мужчина ещё раз оглянулся вокруг и увидел, как открылась дверь в кабину пилотов.

- Смотрю, один их них выползает весь в крови, – отметил Сергей. – Подбежал к нему, спрашиваю: «Что произошло-то?». Он в ответ: «Сам ничего не понимаю, как движок отказал». Я сразу помог ему выбраться наружу. Представляю, как ему досталось, ведь кабина пилотов прямо вошла в это здание. На улице я уже крикнул всем: «Давайте уходить отсюда, сейчас всё взорвется». Тут и пожарные приехали, врачи стали принимать раненых.

Сам Зеленовский обратился за помощью к медикам уже через несколько часов – почувствовал боль в спине. К слову, героем он себя не считает.

- Самое главное – людей спасти, – подчеркнул Сергей Зеленовский. – Там, например, была девочка маленькая, лет четырнадцати. Ну как её можно было бросить?  То же самое и с окровавленным пилотом. Буду ли теперь отмечать второй день рождения? Нет, я оптимист. Несколько лет назад у меня был инфаркт, я впал в кому, а когда очнулся, первое что сказал врачу: «Мне ещё рано…»

Надёжный или опасный?

Как отмечают «Известия», экипаж самолёта, совершившего аварийную посадку, был застрахован от несчастных случаев в СОГАЗ на 2 миллиона 25 тысяч рублей каждый. Гражданская ответственность авиакомпании «Ангара» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров также застрахована в этой организации. Там выразили глубокие соболезнования родным и близким погибших и сообщили, что готовы в кратчайшие сроки осуществить страховые выплаты после получения необходимых документов.

При этом все эксперты отметили, что Ан-24 – надёжный и уникальный самолёт.

- В своё время он произвел маленькую техническую революцию. Ан-24 – пока единственный в мире самолёт, способный садиться на грунтовые аэродромы. Сохранившиеся после развала СССР самолёты выполняют в нашей стране колоссальную социальную задачу: в некоторых регионах передвигаться можно только на них, – подчёркивают «Известия».

К слову, сгоревшее воздушное судно эксплуатировалось 42 года. Через месяц его должны были списать в утиль.

- Поразительно – сгоревший в Нижнеангарске самолёт лишь месяц не дотянул до списания. Сертификат лётной годности у него заканчивается 28 июля 2019 года, – отмечает «Комсомольская правда».

По данным издания, Ан-24РВ (регистрационный номер  – RA-47366, серийный –  108-04) был изготовлен в Киеве. Первый полёт он совершил в сентябре 1977 года. Самолёт эксплуатировался на Дальнем Востоке – в Хабаровском и Сахалинском авиаотрядах.

- Около 14 лет он использовался как облётчик радиотехнических средств посадки, затем был переделан обратно в пассажирский. В 2013-2015 годах в Иркутске были проведены работы по продлению ресурсов и сроков службы воздушного судна. После этого его приобрела авиакомпания «Ангара», – подчёркивает «Комсомолка».

Всего за годы эксплуатации ЧП происходили со 170 экземплярами Ан-24. В 155 катастрофах погибло не менее 2150 человек. Кроме того, самолёты этого типа 35 раз пытались захватить преступники. Самый громкий случай – смерть бортпроводницы Надежды Курченко. Она пыталась остановить угонщиков самолёта – отца и сына Бразинскасов. И старший из бандитов застрелил её. Трагедия произошли в октябре 1970 года в Сухуми (столица Абхазии), напоминает «КП». А с  2010 года с Ан-24 произошло пять катастроф (без учёта сегодняшней трагедии), которые унесли в общей сложности 73 человеческих жизни.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях