На минувшей неделе после проливных дождей в соседнем Приангарье несколько рек вышли из берегов. В регионе ввели режим чрезвычайной ситуации. По данным на 1 июля, от наводнения пострадали 83 населённых пункта, 6669 домов и 6847 приусадебных участков плюс 43 социальных объекта. А до этого под водой оказался шестикилометровый отрезок федеральной трассы Р-255 «Сибирь». С вечера пятницы стало невозможно проехать из Иркутска как в Братск, так и в Красноярск. Автомобильное сообщение восточной части России с западной фактически прекратилось.
Самая тяжёлая ситуация сложилась в небольшом городе Тулун с населением в 40 с лишним тысяч человек. После того, как 28 июня на реке Ия сразу в нескольких местах прорвало защитную дамбу, спасатели начали эвакуацию людей. К вечеру того же дня уровень воды там достиг 12 метров при критической отметке в 7 и, по словам собеседника ТАСС, продолжил повышаться. По улицам, где ещё в субботу можно было ходить, на следующий день пришлось передвигаться на лодке.
Соцсети облетели сотни фотографий и видео из затопленного Тулуна – из-за наводнения город почти полностью ушёл под воду. Огороды с частными домами и центральные улицы с пятиэтажками превратились в реки, писала «Комсомольская правда». Один из роликов, которые сняли местные жители, вполне мог бы подойти для съёмок фильма-катастрофы. Вместо привычного вида на речку с моста пришлось лицезреть крыши полуразрушенных домов, которые смыло водой и по течению прибило прямо к переправе. На некоторых из них каким-то образом уцелел шифер.
- Вот такая обстановка в Тулуне, – прокомментировал происходящее автор ролика.
Помимо Тулунского района, паводок также накрыл Нижнеудинский, Тайшетский, Чунский, Зиминский и Куйтунский, где вышли из берегов левые притоки Ангары – это крупные реки Уда, Бирюса, Ия, Чуна и Ока. Ситуацию взял под личный контроль глава МЧС России Евгений Зиничев, который прибыл в частично затопленную Иркутскую область. Ночью 30 июня туда прилетел и российский президент Владимир Путин. Он поручил руководству Приангарья и МЧС и профильным федеральным министерствам оценить объём восстановительных работ, определить, какие потребуются материальные ресурсы, включая строительные и финансовые, какие строительные мощности, стройматериалы и технику необходимо дополнительно привлечь из соседних и, если потребуется – из отдалённых регионов страны.
Из-за чрезвычайной ситуации в Тулуне на ночь отключили воду, после чего люди начали массово скупать её и продукты в магазинах. Многие ждали эвакуации на крышах домов, до которых спасатели добирались на надувных лодках. В соцсетях писали, что хлеб подскочил в цене до ста рублей за буханку. Над затопленным городом все эти дни стоял жуткий трупный запах. Его источником стали разлагающиеся туши утонувших животных.
Как это было
Кое-какие подробности страшного наводнения рассказала infpol.ru уроженка Тулуна Дарья (фамилию она попросила не указывать – прим. авт.), которая уже десять лет живёт в Улан-Удэ вместе с супругом.
- В Тулуне у меня мало близких – только мои родители. А вот у мужа там очень много родственников. Перед тем, как всё началось, мама и отец с моим ребёнком отдыхали на курорте «Нилова пустынь» здесь, в Бурятии, а после приехали в Иркутск. Когда случилось наводнение, мама и сын остались в Иркутске, а папа отправился в Тулун. И как раз когда он возвращался с работы по этому самому мосту, увидел, как прорвало дамбу, – вспоминает Дарья. – Он был очень спокойным. Я даже удивилась. Взял только паспорт и поехал к бабушке, которая живёт в соседнем посёлке – это минут 20 на автобусе. Сам посёлок стоит на горе.
Девушка призналась, что очень переживала за родных. Утром 29 июня она узнала, что первый этаж дома, где живут родители, ушёл под воду.
- А дома многих родственников мужа – двоюродных братьев, сестёр, насколько мне известно, затоплены по самую крышу, – отметила Дарья. – Они живут в районе, который, кажется, пострадал больше всего. Их приютили другие родственники. Говорят, что было очень страшно. Люди бежали от воды кто в чём, просто спасались, всё бросали. Вообще кошмар. И трупы животных плавали, и отходы жизнедеятельности, потому что все туалеты тоже затопило. Подруга рассказывала, что всю ночь слышала, как выли собаки. Хозяева их не отвязали, и животные гибли в воде.
Многие местные жители, по словам нашей собеседницы, не верили, что городу грозит настоящее стихийное бедствие и решили не покидать свои дома.
- Я даже видела кадры, как спасатели подплывали на лодках к пятиэтажкам и эвакуировали людей. Некоторые сейчас находятся у родственников, друзей, но есть и те, кому некуда идти. Насколько знаю, в школах организовали пункты размещения. Людям выдали подушки, одеяла, поставляют питьевую воду. Центр города расчистили и на одной из улиц даже дали свет. Стало лучше. Отец уже вернулся домой. Что касается цен – да, они взлетели. Булка хлеба стоила почти сто рублей. Это касается почти всех продуктов. Предприниматели начали наживаться на чужом горе, – рассказала нам Дарья. – Многие люди остались без жилья и имущества – их дома просто унесло водой.
Что сейчас
Ещё 29 июня в регионе начали восстанавливать дороги, а пострадавшим доставили еду и воду. Минздрав пообещал срочно закупить медикаменты, чтобы создать резерв в подтопленных районах, и поставить их в понедельник, 1 июля. Из регионального бюджета выделили почти миллиард рублей на компенсации пострадавшим. Жителям пообещали материальную помощь от 10 до 100 тысяч рублей и субсидии на восстановление жилья.
- После того, как вода сойдёт, комиссия в кратчайшие сроки оценит ущерб – где полная потеря имущества, где частичная, – заявил полпред президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. – Выплаты, которые пойдут сразу – это 10 тысяч рублей. Списки сейчас составляются. Потом, в зависимости от ущерба – 50 или 100 тысяч. А дальше уже будут приняты решения по жилью и из федерального бюджета направят соответствующую субсидию.