авиакатастрофа
18195
5

Как Цыденов и Зеленский вместе с бортпроводницей спасали пассажиров Ан-24

Житель Бурятии рассказал, что происходило на борту самолета, летевшего из Улан-Удэ в Нижнеангарск

Фото: пресс-служба МЧС по Бурятии, предоставлено С. Цыденовым

Ведущий инженер некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта МКД в РБ» Солбон Цыденов последним покинул самолёт Ан-24, совершивший утром 27 июня аварийную посадку в Нижнеангарске. Сейчас он проходит лечение в отделенческой больнице станции Северобайкальск ОАО РЖД. 

Он летел в Северобайкальск в служебную командировку. Полёты на Ан-24  совершал регулярно - с ноября 2018 года на севере Бурятии бывал каждый месяц. Поэтому, как признается Солбон, примерно знает принцип его работы. 

Мужчина вспоминает, что с самого начала как-то всё не заладилось. Самолёт должен был вылететь 26 июня в полдень, но о том, что рейс из-за неблагоприятных погодных условий переносится на следующий день, пассажирам сообщили только к 7 часам вечера. За это время они все перезнакомились в зале ожидания. 

- 27-го утром все мы благополучно прошли регистрацию, и нас повезли на посадку. Запомнил, как совсем маленький ребенок очень сильно  плакал, вырывался из рук мамы. При подъезде к самолету сначала выпустили мамочку с ребенком, а затем мужчину, который, видимо, был после операции и плохо себя чувствовал. После них вышли остальные пассажиры. Около самолета представитель аэропорта выдал справки о задержке рейса, - вспоминает пассажир, подробности, предшествовавшие трагедии. 

Покупая билет на самолёт еще 22 июня, он, конечно, не мог предположить, в какой опасной ситуации может оказаться. Из предложенных мест в офисе продаж Солбон Цыденов как обычно выбрал «8 Д», около иллюминатора по правому ряду. Объясняется это просто - при его росте под два метра, там больше простора для ног. 

Самолет подкинуло

Странности с воздушным судном начались сразу. В 8.50  самолет выехал на взлетно-посадочную полосу, совершил разгон, однако остановился и начал продувать двигатель. После очередного разгона самолет поднялся в воздух. 

- Во время полета в облаках один раз качнуло самолет из стороны в сторону. Затем он начал снижаться. Шасси со взлетно-посадочной полосой соприкоснулись  так жестко,  что самолет немного подкинуло. Но при  этом он  тормозил, то есть колеса шасси не вращались. Я в этот момент все время  смотрел на шасси с правой стороны. Заметил, что остается черный след на взлетно-посадочной полосе. Затем сразу пошел черный дым из-под колеса, потом сверкнули искры,  охватило пламенем  правый двигатель и крыло. В это время самолет съехал с посадочной полосы на грунтовую поверхность и после этого он  неуправляемо понесся вправо. После ударился в препятствие, о котором мы позже узнали, что это было здание очистных сооружений. Когда он остановился, в салоне сразу пошел дым, началась паника, - вспоминает Солбон Дугаров. 

Прополз по земле

Эвакуация, как известно, заняла примерно пять минут.  Сначала  пассажиры из первых рядов побежали к  переднему аварийному выходу, часть пассажиров –  в хвостовую часть самолета. Там дверь была заблокирована. Тогда пассажиры побежали вперед, именно в это время началась еще большая паника. Тогда Солбон командным голосом сказал, что в хвостовой части есть еще одна дверь, которую, как оказалось, открыла бортпроводница. 

Цыденов выходил последним через заднюю дверь аварийного выхода, перед этим прополз по проходу, чтобы проверить, остался кто-либо из пассажиров в салоне или нет. Когда убедился, что никого нет, он направился к выходу в хвостовой части. Мужчина вспоминает, что полсамолета уже было разрушено, практически он прополз  по земле.  При этом по пути успел подобрать три сотовых телефона. У двух  нашлись владельцы, а третий мужчина передал сотруднику полиции. Уже на улице  помог нести женщину, которая получила травму и не могла сама идти. Помнит, как друг за другом прогремели два взрыва, когда пассажиры уже были на безопасном расстоянии. 

Бортпроводница – молодец

- Не знал, что такое сердцебиение и давление. На «Скорой  помощи» давление зашкаливало за 165, а сердцебиение показывало больше 142, - говорит Солбон Цыденов. 

Он сразу позвонил жене Гырылме в Улан-Удэ. Но супруга не сразу поверила в случившееся. Даже пожурила мужа, мол, что за глупые шутки несешь. А когда он отправил видео пылающего самолета, у нее началась истерика. В состоянии шока Солбон вызвал знакомого, чтобы тот подвез его в Северобайкальск, на место его служебной командировки. Уже там он почувствовал себя совсем плохо: началась беспрерывная рвота, все время кружилась голова. Врачи положили его в больницу. 

Там он встретился с другим пассажиром - Сергеем Зеленским, с тем самым, что помогал эвакуировать пассажиров по передней двери. Он попал на видео, где помогает второму пилоту отходить от горящего самолета. 

- Бортпроводница Елена Лапуцкая – молодец. Если бы она не открыла задний аварийный выход, были бы жертвы среди пассажиров, - уверен Солбон Цыденов. 

Когда он узнал, как зовут бортпроводницу, нашел ее в соцсетях и поблагодарил от имени всех пассажиров. В эти дни супруга Солбона по семейным делам была в Иркутске. Она навестила Елену в 3-й Кировской больнице и преподнесла ей цветы. А Елена, встречая Гырылму, сказала: «Я знаю от кого букет – от главы Бурятии  Цыденова  и президента Украины Зеленского». Действительно, цветы от спасшихся пассажиров мужественной бортпроводнице преподнесли однофамильцы  - Солбон Цыденов из Улан-Удэ и Сергей Зеленский из Северобайкальска.

Автор: Алексей Романов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях