Общество
4050
1

Кто и для чего контролирует муниципальную собственность?

Специалисты Контрольно-счетной палаты Улан-Удэ проводят проверку муниципальной собственности

Она касается законности, результативности управления и распоряжения объектами нежилого фонда, а также полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от сдачи их в аренду за 2018 год и истекший период 2019 года.

По информации Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ по состоянию на 1 мая 2019 года в Улан-Удэ насчитывается 1579 объектов муниципальной собственности нежилого фонда с балансовой стоимостью около 6 млрд рублей. Муниципальная собственность может передаваться во владение и пользование другим организациям на правах аренды, доверительного, оперативного управления, хозяйственного ведения и безвозмездного пользования.

Особого внимания заслуживает предоставление муниципального имущества на правах аренды, поскольку платежи по ней пополняют городскую казну. В Улан-Удэ договоры аренды нежилых помещений заключаются ежегодно, так, в 2018 году действовало 68 таких договоров, а в январе-мае 2019 года - 60. Часть недвижимого имущества учитывается в реестре объектов недвижимого имущества, предназначенного для сдачи в аренду, а также в реестре муниципального имущества, используемого в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Другая часть   предоставляется в аренду физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в прогнозном плане приватизации муниципального имущества определены объекты муниципального нежилого фонда, предназначенные для приватизации.

Правами безвозмездного пользования муниципального имущества также активно пользуются улан-удэнские организации. Кто же имеет право на такой вид пользования? Муниципальные нежилые помещения на безвозмездных правах предоставляются социально-ориентированным некоммерческим организациям,  органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным учреждениям, некоммерческим организациям, единственным учредителем которых является городской округ «Город Улан-Удэ», организациям общественного питания для создания необходимых условий в организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинским организациям, использующим помещения для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Физкультурно-спортивные организации, создающие условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом, тоже могут претендовать на такие нежилые помещения.

Еще одна группа организаций, кому могут быть предоставлены помещения на безвозмездной основе – это некоммерческие общественные организации, основным видом деятельности которых является содействие деятельности муниципального образовательного учреждения в области образования.

В хозяйственное ведение муниципальные нежилые помещения предоставляются, когда муниципальное имущество закрепляется за муниципальным предприятием. Примерами служат такие предприятия, как «Водоканал», «КСК», «Управление трамвая», «Городские маршруты».

На праве оперативного управления муниципальное имущество закрепляется за муниципальным учреждением и муниципальным казенным предприятием в соответствии с целями, задачами и видами деятельности, предусмотренными учредительным документом организации.

Что показала проверка?

Доходы от аренды нежилых помещений поступают в городскую казну. За 2018 год в бюджет города поступило 14 134,9 тыс. руб., что составляет 0,15% от всех доходов бюджета города и 0,34% от налоговых и неналоговых доходов бюджета.

За 2018 год и январь-май 2019 года Комитетом по управлению имуществом заключено 9 договоров по итогам торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества (в 2018 году - 8, в 2019 году -1), 25 договоров - без торгов (в 2018 году- 20, в 2019 году -5).

- В первую очередь проверка необходима, чтобы проконтролировать, как осуществляется законность, эффективность и экономность управления муниципальным имуществом. Как проходит распоряжение объектами нежилого фонда города. Кроме того, мы проверяем полноту и своевременность поступления в бюджет доходов от сдачи их в аренду, - говорит Туяна Ангархаева.

Аналогичная проверка, проведенная контрольно-счетной палатой Улан-Удэ в 2018 году, показала, что вовремя не была проведена индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции в году, арендаторам не предъявлялись штрафные санкции за нарушение условий договоров в части страхования арендуемых или используемых нежилых помещений, не проводился контроль за проведением текущего ремонта помещений, своевременности возврата муниципального имущества при расторжении договоров.

- Настоящей проверкой установлено, что в 2019 году в большинстве своем проведена и продолжается. Так, уже проведен перерасчет арендной платы на уровень инфляции, арендаторам направлены соответствующие уведомления, по шести договорам взыскана неустойка за неисполнение условий договора в сумме 55,7 тыс.руб., направлены в суд исковые заявления о взыскании неустойки по четырем договорам. По-прежнему остаются вопросы по задолженности по арендной плате за нежилые помещения и по страхованию арендуемых помещений, - отмечают в контрольном органе.

Автор: Инна Бальчинова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях