На минувшей неделе после проливных дождей сразу шесть районов соседней Иркутской области накрыл мощный паводок. Там вышли из берегов левые притоки Ангары – это крупные реки Уда, Бирюса, Ия, Чуна и Ока. В регионе ввели режим чрезвычайной ситуации. По последним данным, от разгула стихии пострадали 96 населённых пунктов, более 15 тысяч жилых домов и приусадебных участков плюс 43 социальных объекта. На сегодняшний день известно о 20 погибших. Ещё 15 человек пропали без вести.
Президент страны Владимир Путин объявил наводнение в Приангарье чрезвычайной ситуацией федерального характера. Соответствующий указ опубликован на официальном сайте Кремля. Средства на восстановление и строительство жилья выделят из государственной казны и резервного фонда российского правительства. Помочь обещают и сельхозтоваропроизводителям.
Кроме того, Путин распорядился обеспечить скорейшее восстановление повреждённых дорог и мостов и принять исчерпывающие меры по недопущению роста цен на товары и услуги первой необходимости в районах, которые накрыл паводок. К ликвидации ЧС привлекут вооружённые силы РФ и воинские формирования. Правительство будет ежемесячное докладывать главе государства о ходе реализации указа.
Тем временем специалисты кафедры метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета Иркутского госуниверситета назвали возможные причины наводнения в Приангарье – к слову, сильнейшего за последние 180 лет. Учёные проанализировали погодные и климатические факторы, предшествовавшие «уникальным гидрометеорологическим явлениям», и пришли к выводу, что к катастрофическим паводкам привело «аномальное развитие атмосферных процессов», которое с достаточно высокой долей вероятности может повториться в будущем. Об этом сообщается на сайте вуза.
«Кто возьмёт на себя ответственность?»
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил: со стихией не удалось справиться, потому что метеорологи и МЧС вовремя о ней не предупредили. Жители затопленных населённых пунктов утверждают: местные власти бездействовали, когда уже стало ясно, что наводнения не миновать, сообщает сайт «Крым. Реалии».
По мнению директора экологической организации «Плотина», члена общественного совета при федеральном агентстве водных ресурсов, известного эколога Александра Колотова и международного координатора экологической коалиции «Реки без границ» Евгения Симонова, роковую роль в случившемся всё же сыграл «человеческий фактор». Так, Колотов опроверг версию, что иркутское наводнение – результат действий гидронергетиков. А мнение сотрудников ИГУ о глобальных климатических изменениях назвал «устаревшим представлением».
- В последние годы мы всё чаще сталкиваемся с проявлениями глобальных изменений климата. Вспомните: в прогнозах погоды, например, регулярно появляются упоминания про «самую высокую температуру за весь период наблюдений». Или если прежде считалось, что «большие» паводки достаточно редки, то в последнее время они происходят всё чаще. Меры по климатической адаптации нужны, но конкретные, а не только на словах, – пояснил учёный «Крым. Реалии».
По словам Евгений Симонова, этот «звоночек» прозвучал не вчера, а лет пять назад.
- Когда учёные-гидрологи опубликовали несколько работ о том, что некоторые зоны бассейна Ангары ведут себя необычно, – уточнил он. – Вообще климатическая система довольно динамично меняется во всём мире, а локально – в бассейне Байкала и верховьях Ангары – эти изменения происходят быстрее. В верховьях других притоков не так быстро, но происходят.
Учёные упомянули о «вековой» дамбе в затопленном Тулуне, о которой писали многие федеральные СМИ, в частности – «Московский комсомолец». Она тоже сыграла свою роль в наводнении.
- Она не так давно была укреплена, и власти уверяли, что прослужит дамба ещё сто лет, сама простоит и людей защитит. Но не защитила и сама не устояла. А у одной из дамб, как выяснилось, вообще не было действующей декларации безопасности. И с этим тоже надо разбираться. Ещё один момент – в последние десятилетия у нас ведётся практически неконтролируемое строительство в поймах рек, – пояснил Александр Колотов. – Оно идёт правдами и неправдами, строители пользуются лазейками в законе. И это повсеместно происходит – не только в Иркутской области.
В качестве примера учёный привёл Красноярск.
- В микрорайоне «Белые Росы» многоэтажные дома стоят у самого уреза воды. При этом сами гидроэнергетики предупреждают строителей, что в определённых ситуациях они обязаны будут открыть водосбросы и большая вода придёт очень быстро, – подчеркнул он.
По мнению директора «Плотины», необходимо пересмотреть всю застройку, которая находится ниже этих условных «красных линий».
- И не только в Тулуне и других посёлках, но и, например, в Иркутске – там вблизи Ангары много понастроено, – отметил Александр Колотов. – Если в Байкале маловодье сменится многоводьем, то перед регуляторами – гидроэнергетиками, властями – встанет дилемма: если в высокий паводок по максимуму пропускать весь объём воды через плотину Иркутской ГЭС, неизбежно окажется подтоплен Иркутск. Если же не делать такие сбросы, тогда уровень воды в озере будет подниматься и затопления начнутся на прибрежных поселениях на бурятской стороне Байкала. Мне просто интересно, а есть ли какие-то сценарии реагирования на такую ситуацию? Кто и как будет принимать такое решение, что топить – Иркутск или Бурятию? И кто возьмёт на себя ответственность за это?
Евгений Симонов подчеркнул: списать всё на стихийное бедствие легче.
- Начальство приезжает на место, выражает сочувствие, даёт бодрые указания, сколько кому десятков тысяч выдать. Я, наверное, циник, но вы посчитайте, сколько там людей отметилось за последние дни. И не отметиться нельзя, иначе вопрос: «А где ты был всё это время?». А между тем, если бы в стране, в том числе в посёлках, стоящих на реках, действовала, например, нормальная система страхования, весь этот пафос быстро сошёл бы на нет. И совершенно точно, если нормально заниматься проблемой, можно предотвратить человеческие жертвы в подобных ситуациях, – заключил международный координатор «Рек без границ».
К слову, о том, что Бурятию может накрыть водная стихия, учёные говорят уже несколько лет. Масштабные наводнения в нашем регионе и в самом деле не редкость. Климатологи даже вывели некие закономерности, согласно которым 20-летний цикл «большой воды» характерен для всей республики. Учёные объясняют это наличием так называемых маловодных и полноводных периодов. А о том, что цикл маловодья завершился, нашему корреспонденту рассказала гидробиолог Наталья Базова.