Так выпало, что в этом году удалось посетить друг за другом два больших праздника в соседних регионах. Иркутская область раз в два года проводит Ёрдынские игры, по-бурятски Ёрдын наадан. Якутия ежегодно летом празднует Новый год – Ысыах. Оба региона давно представляют эти праздники как свой уникальный культурно-туристический бренд. После посещения и сравнения Ердынских игр, Ысыаха становится понятно, во что превращается наш Сурхарбаан и как его можно оживить.
Мяса и зрелищ
Для начала вспомним, почему этот праздник у кочевых народов Азии всегда проходит в первой половине лета? Потому что в это время скот перегоняется на обильные летние пастбища. Отощавшие за зиму и весну овцы и коровы прибавляют в весе и надоях, кони набирают силу. У сытых людей появляется время для того, чтобы собраться вместе для отдыха и заодно увидеть три самых захватывающих зрелища. Три мужских игры – эрын гурбан наадан. В них определяют самых сильных богатырей, метких стрелков и резвых скакунов. Своего рода это парад воинских умений. Не зря, князья и ханы на таких трех играх мужей отбирали себе воинов в дружины и боевых коней. Лучше всего дух этого древнего праздника сохранился в Монголии и Внутренней Монголии Китая. Там он носит древнее название – Наадан, что буквально означает игра. В Бурятии же за советские годы выхолостили не только дух праздника, но и само название.
Именем одной игры
До сих пор никто не может внятно пояснить, почему праздник, который пожилые люди до сих пор называют «зунай наадан» - летние игры, в советской Бурятии официально назвали Сурхарбаан. Ведь это название только одного состязания из трех мужских игр и произошло от «харбаан» – стрельба по мишеням «сурам». Ввел такое название явно не знаток бурятского языка. Его «достойные» преемники были во власти республики несколько лет назад. R 90-летию Бурятии ее власти решили провести этот праздник 30 мая в день образования республики. Тогда мы опубликовали возмущенные отзывы наших читателей и тоже задались вопросом:
- А если бы постановление об образовании нашей республики вышло в январе? Наши власти тоже решили бы, что жители будут бороться в сугробах, стрелять в метель и скакать по обледенелым дорогам?
Зато после наших публикаций стали вводить двойное название «Наадан – сурхарбан». Иркутяне оказались умнее и возродили древний праздник вокруг двух священных гор Ехэ Ерд и Бага Ерд. И помог им в этом известный в Бурятии профессор Дашинима Дугаров.
От Хангалова к Дугарову
- В Яланцовском ведомстве есть две небольших горы, которые имеют продолговато - конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ерд («Бага Ерд») и другая Большая Ерд («Ехе Ерд»). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время зэгэтэ аба вокруг Большого Ерд устраивали национальный праздник «хатарха». В Кудинском ведомстве я слышал, что игры вокруг горы продолжались около 30 дней. Что один молодой человек в 30 дней износил шесть унтов. В Куруичинском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ерд (Ерд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жен. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей – это записал в 1908 году в полевом дневнике выдающийся бурятский этнограф Матвей Хангалов.
На основании этих записей профессор Дугаров сделал вывод, что главным событием на Ердынских играх был многодневный круговой танец ехор вокруг горы. Чтобы охватить ее полностью хороводом, надо собрать в нем не менее 700 участников. Если на праздник приезжало меньше людей, и круг не смыкался, то игры и сам год признавали неудачным. Участники разъезжались недовольными. Зато, если собиралось несколько тысяч людей, то они танцевали ехор несколько дней. Ну и какой праздник без трех мужских игр. На Ердынские игры съезжалась в основном молодежь. Приезжали молодые люди со всех районов Западной Бурятии, приезжали и с восточного берега Байкала. Устные предания гласят, что живший рядом с Ерд богач устилал перед играми гору шкурками белых ягнят. Она становилась белоснежной. Надо отдать должное властям Иркутской области, которые в 2001 году провели первый бурятский этно-фестиваль. Затем кто-то учел мнение профессора Дугарова о том, что Ёрдынские игры проходили в этих местах еще во времена курыкан – древних предков бурят и якутов. Доказательство – расположенная неподалеку священная белокаменная скала Аяя. Там сохранились писаницы бронзового и железного веков. Это обстоятельство позволило властям Иркутской области убрать из названия праздника слово «бурятский» и переименовать его в фестиваль народов Евразии. Теперь, среди участников Ердынских игр не только буряты из республики, Иркутской области и Забайкальского края. Полноправные и многолетние участники - Тыва, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и Саха (Якутия). Рекордное количество участников – более пяти тысяч человек. Установлена периодичность проведения – раз в два года.
Иркутская область хорошо поработала над раскруткой праздника. Уже в 2013 году Ердынские игры вошли в календарь мероприятий ЮНЕСКО. В 2016 году фестиваль стал лауреатом на Всероссийском конкурсе событийного туризма – победителем в номинации «Народные традиции». Результат – праздник вошел в национальный календарь культурных и туристических мероприятий страны. Ердынские игры планируется включить в перечень нематериального наследия мира, а саму гору Ёрд – в перечень материального наследия. Мы в этом году попали на VII Международный этнокультурный фестиваль «Ердынские игры». Что же бросилось нам в глаза?
Что не так на Ерде?
Сейчас в первый день Ердынских игр местные шаманы проводят здесь тайлганы, хотя в преданиях нет указаний на проведение здесь жертвоприношений и молебствий. Второй день игр утром открыл фестиваль традиционного кругового танца евразийских народов. Среди бурятского ехора выделялись татарский танец и русский хоровод. Районы Иркутской области и Усть-Ордынского округа представляли свои фольклорные ансамбли. Возраст участников коллектива не ограничен. Поэтому стала наглядной разница в утрате бурятского языка и традиций в регионах, где проживают буряты. Так ансамбли из Усть-Орды и Ольхонского района состояли почти сплошь из пенсионеров. Пели практически одни и те же песни. И если женские костюмы относительно соответствовали племенным, то среди мужских мы с изумлением часто встречали хори-бурятский с трехцветным энгэром. Сначала решили, что это представители рода «галзууд», что остались на Верхней Лене и Ольхоне со времен проживания здесь хори-бурят. Не могли не спросить об этом носителей хори костюма на бурятском языке. Отвечали в большинстве своем на русском языке. Но хотя бы поняли вопрос.
- Сайн байнуу? Та хори-буряад юум гуу? Галзууд угай?
- Нет!
- Тигээд, юундэ хори-буряадай тэрлиг умдо?
- Да? Не знаю.
Впрочем, и наша республика хоть и могла похвалиться молодостью участников своих ансамблей, но закаменский ансамбль вместо хонгодорских костюмов вышел в хори-бурятских терликах. В этом отношении агинцы были безупречны.
Из-за этого, фестиваль кругового танца Ердынских игр произвел тягостное впечатление. Невольно напрашивался вопрос: когда уйдет это старшее поколение ольхонских и усть-ордынских бурят, кто будет петь старинные песни и показывать своеобразие ехора? Была надежда увидеть достойную смену на конкурсе красоты и в профессиональных ансамблях.
Невесты на выданье
Видимо, чтобы не повторяться за Бурятией и Агой, конкурс «Дангина» на Ердынских играх назвали «Красавица Ёрдынских игр». Суть не изменилась. Девушки от 16 до 26 лет, не состоящие в браке, должны быть хороши не только внешне. Дангина как невеста на выданье, должна достойно представить свой род, перечислить предков как минимум до седьмого колена. Умение петь и танцевать – скорее дань зрелищности конкурса. В нем еще ярче проявилось состояние бурятского языка в разных регионах. В почти заученной речи ольхонской красавицы стало ясно, что в этом районе практически не изучают бурятский язык. Он в районах Усть-Орды еще изучается по школьной программе поскольку округ называется бурятским. В этом отношении выгодно отличались осинские красавицы, где сохранили школу, которой нет даже в Бурятии. Это школа с частичным преподаванием на бурятском языке. А ведь Ольхонский район, где проходят Ердынские игры, самый большой в Иркутской области по численности бурят. И вновь возник вопрос – как власти соседнего региона собираются дальше развивать свой туристический бренд, не вкладывая в изучение бурятского языка? Это при том, что в саму организацию Ердынских игр вложены немыслимые по нашим меркам деньги. Речь идет о сумме от 8 до 10 миллионов. Все юрты Ердынских игр стационарные, срублены из дерева, предусмотрены торговые палатки в едином стиле, хорошая сцена и звук. А уж суммы призов заставляли нас округлять глаза. По 120 тысяч получили победительница конкурса красоты и абсолютный чемпион Ердынских игр. Из несомненных плюсов этого фестиваля отметим хорошую организацию фестиваля этнического костюма «Нити времени». Тем ужаснее стилизованный бурятский наряд ведущей с двумя огромными вырезами на груди. Осталась надежда на профессиональные ансамбли, которые открывали и закрывали Ердынские игры. Костюмы иркутских артистов смотрелись дорого и богато. То, что открытие и закрытие фестиваля проходило под неофициальный гимн Бурятии «Тоонто нютаг» и другие хиты нашей республики только рождало чувство единения. Правда, буддистов немного смущали невиданные прежде шаманистские онгоны. Они в виде трех огромных масок служили декорациями на сцене. В целом, в зрелищных шоу Ердынских игр сделали акцент только на шаманизме. Даже выволокли на сцену насмерть перепуганного дергающегося живого барана.
- Неужели зарежут прямо на сцене? – переглянулись мы. Отлегло от сердца, когда увидели, что его стригут.
- Бедный барашек! Жил себе, жил! – навернулись слезы у режиссера за кулисами.
- Жалко животное! – поддакнул стоявший рядом судья спортивных состязаний.
После этого расхотелось спрашивать у режиссеров, почему в этом массовом представлении совершенно выпал тот факт, что иркутские хонгодоры были буддистами и построили Аларский дацан даже раньше агинского.
Но больше всего неприятно поразил нас танец, который продемонстрировал как полную некомпетентность постановщиков, так и небрежное отношение их к бурятскому языку.
Детский танец под любовный хит
Мы не поверили своим ушам, когда милые детишки в прекрасных костюмах выпорхнули на сцену под фонограмму совсем недетской «Песни табунщика». Для тех, кто не знает, в этой популярной песне парень табунщик, например, поет такие слова:
Автомашинар урдамни,
Агта хулэгhом хурданар.
Омог басаган намай наадалжа,
Оншогтой, тургэноор, гуйлгэнэ.
Урид намайе хусоо hаа.
Ухаан бодолам абаарай.
Омог басаган намда нигэжэ
Хэлэhэн, юумэндэл, эмнис гээ!
Сей куплет можно перевести так: меня обгоняет, поддразнивая девушка на автомашине. Если догонишь меня, заберёшь мои мысли и сердце – усмехается девушка.
Согласитесь, даже в современной обработке этой песни Мэдэгмы Доржиевой, смущает, когда девушка обращается с таким предложением девушке. Но когда дети поют эту взрослую песню и танцуют под нее, возник диссонанс. Это все равно, что слышать из детских уст песню «Ой, мороз-мороз» со словами о ревнивой жене.
Горькие выводы
Как бы ни банально звучала мысль, но – можно тратить десятки миллионов рублей на Ердынские игры, но это декоративное сохранение бурятской культуры и языка. Республика Бурятия за счет своего статуса в этом отношении выглядит лучше. Но это пока. В ситуации, когда в Улан-Удэ даже бурятские родители массово отказываются от того, чтобы их дети изучали родной язык в школе, мы быстро «догоним» иркутских соплеменников. И в наших ансамблях тоже останутся одни пенсионеры, а красавицы будут зубрить тексты приветствий и песен, не понимая их смысла. И постепенно наш республиканский Наадан-Сурхарбан может деградировать в Ердынские игры. Кстати, на них был председатель Всебурятской ассоциации развития культуры. Само название этой организации предполагало, что она будет помогать сохранять культуру бурятам везде, где бы они ни жили. Мы еще несколько лет назад писали о том, что ВАРК давно превратился в сборище свадебных генералов, еще один отстойник бывших чиновников. Зато со своими деньгами в эндаумент ВАРКа. В век интернет технологий ВАРК давно должен был бы открыть онлайн-школу бурятского языка, собрав в ней лучших учителей и учебники. Зато любой человек в любой точке мира мог бы учить язык и традиции нашего народа. По иронии судьбы, ВАРК возглавляет Иннокентий Егоров, сам уроженец Ольхонского района, где и находятся горы Ерд. Из этих мест приехали в республику и стали в ней успешными политиками и богатыми бизнесменами много людей. От Владислава Бумбошкина до Алексея Хандархаева. Как Иннокентий Матвеевич, они не могут не видеть, что на их родине происходит с их родным языком и культурой.
В следующей публикации мы расскажем, чем якутский летний праздник Ысыах отличается от нашего Наадана-Сурхарбана.