В театре бурятской драмы 22 июля пройдет первая международная конференция бурят-монгольских эмчи лам. Важно отметить, что это будут самые известные практикующие лекари со всей России, Китая и Монголии. Они поделятся своим опытом врачевания. Вход на конференцию бесплатный и открыт для всех, чтобы любой желающий получил редкую возможность - послушать выступления эмчи лам о своем опыте врачевания.
К этому уникальному событию государственный архив Бурятии готовит выставку своих документов из истории наших эмчи лам. В холле театра представят сохранившиеся документы с середины 19 века до 30-х годов двадцатого века.
Подготовка к этой конференции велась давно. Современные эмчи ламы, прежде всего, воздали дань почитания памяти своих великих предшественников. Начали с того, что в особенный день - в день почитания и поклонения покровителя искусства врачевания - Будды Медицины эмчи провели прием в Шулутском дацане «Гандан Даржалин» Заиграевского района. Выбор неслучаен. Шулутский дацан - кузница выдающихся эмчи лам России и Центральной Азии XIX-начала ХХ вв.
Отсюда вышел один из самых известных эмчи еще царской России, XI Пандито Хамбо Лама Чойнзин Доржи Юролтуев. Он был выдающийся хирург, получавший приглашение в царскую семью, был лечащим врачом великих князей. Великий лама совершил кругосветное путешествие вместе с представителями императорского дома Романовых. Не менее выдающимся лекарем был и Хамбо лама Итигэлов. Переживший десятилетия ссылки на Колыме Хамбо лама Мунко Цыбиков сумел в том суровом краю изучить травы и минералы и составлять лекарства для излечения больных. Не все верующие, к сожалению, знают о том, что и возглавляющий Сангху сейчас 24-й Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев окончил буддийский университет по специальности «эмчи».
На конференции выступят не только бурятские продолжатели выдающихся традиций искусства врачевания. Прибудут высокие гости из Китая и Монголии. Это Чулуун баатар и Сэсэн баатар. Среди известных участников конференции - Чимит Доржо лама Дугаров, Цырен лама Саможапов из Улан-Удэнского дацана «Хамбын Хурээ» на Верхней Березовке, Зориг лама Дымбрылов - председатель Межрегиональной ассоциации специалистов тибет-монгольской медицины «Союз Эмчи». А также эмчи ламы Иволгинского дацана - Гунга лама Дампилон, Дашинима лама Доржиев.
Все они, как и другие участники конференции, ожидают прибытия на нее патриарха буддийской медицины Бурятии Гэлэг-Балбар-ламу. Он начал изучать буддийскую медицину в 7 лет и сейчас в свои почти 90 лет являет собой образец здоровой и праведной жизни. Хотя жизнь совсем не баловала этого бодрого позитивного человека. В 4 года он попал на чужбину к шэнэхэнским бурятам, на историческую родину вернулся уже в зрелом возрасте. Успевает работать научным сотрудником БНЦ и советником - цанид-хамбо Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. В Буддийской традиционной сангхе России Балбар-лама восстановил традицию молебна Чойро, которая была утрачена в годы революции.
Напомним, что в Бурятии эмчи лам называют уважительно «маарамба лама» неслучайно. Буддийская медицина, которую часто называют тибетской, это одна из древнейших наук, впитавшая в себя врачебные практики Индии, Тибета, Китая и Монголии. Обучались такой науке всегда много лет и в течение всей жизни продолжают практиковать знания. Поэтому эмчи не любят, когда исцеление от их средств называют «чудом». На самом деле, за этим чудом исцеления стоят и кровопускание, и прижигания, и лекарственная терапия, и даже ритуалы. Они необходимы чтобы лекарства возымели силу.
К тому же лекарства эмчи ламы готовят строго по рецептуре, без всяких отступлений. Сложность в том, что почти все лекарства в буддийской медицине – это соединение всех компонентов в очень точных пропорциях. Строгая дозировка компонентов снижает побочное действие лекарств, чтобы излечивая одно, не калечить другое. К тому же, такие лекарства хорошо выводятся из организма.
Кроме того, весна и лето у эмчи проходят в экспедициях по сбору трав, минералов и солей. Сложность не только в том, что многие травы растут в труднодоступных местах. У каждой травы не только свой сезон сбора, но и время суток. Многие целебные корни надо успеть выкопать до замерзания земли.
К тому же буддийская медицина работает в тесной связи с буддийской астрологией. Это тоже древняя наука и не имеет ничего общего с обычными предсказателями. Буддийские астрологи проводят почти математические расчеты о взаимодействии пяти основных элементов Вселенной и их воздействии на человека. Поэтому ламы астрологи предупреждают, какой день опасен для болезней, когда есть склонность к параличам и инсультам.
Особо отметим, что эмчи ламы ни в коем случае не отрицают достижения традиционной медицины, которая помогает при таких тяжелых болезнях как рак, сахарный диабет или туберкулез.
Уникальный живописный памятник
22 июля выпадает на понедельник, когда в музее истории Бурятии выходной. Но в этот день вечером музей проведет закрытый показ для высоких гостей Атласа тибетской медицины. Этот уникальный живописный памятник утвержден в качестве буддийской святыни России.
Напомним, что этот Атлас тибетской медицины – это иллюстрированное приложение к трактату «Вайдурья онбо» (XVII в.), который является комментарием к основному медицинскому труду Чжуд-ши (Четыре тантры) XII века.
На составление полного свода иллюстраций ушло несколько лет, сначала было создано 50 листов, затем их дополнили до 79 листов иллюстрированного свода, получившего название Атласа тибетской медицины. Тибетский оригинал Атласа, состоящий из 79 листов, был изготовлен между 1687 -1703 годами. С Атласа на протяжении истории его существования были сделаны только несколько копий. В национальном музее Бурятии более 80 лет хранится наиболее полная из дошедших до нас копий этого раритета, существующих в мире.
Нашу копию с подлинника XVII века подготовили в конце XIX – начале ХХ вв. бурятские ламы при содействии учителя XIII Далай-ламы цаннид Хамбо Агвана Доржиева.
Привез копию в Цугольский дацан Забайкалья эмчи лама Шираб Сунуев. Уже в советское время в 1926 году Атлас передали в Ацагатскую медицинскую школу Бурятии. В 1936 году уникальная реликвия буддийской культуры, сохранившиеся материалы, лекарственное сырье, хирургические инструменты Ацагатской медицинской школы были вывезены в Антирелигиозный музей. Тогда он располагался в закрытом Одигитриевском соборе.
Ирония судьбы в том, что вывезли и спасли от уничтожения такие выдающиеся памятники буддийской культуры и искусства инструкторы республиканского Союза Воинствующих Безбожников.
Участники конференции смогут не только узнать об истории Бурятии, но и увидеть, что бурятский Атлас тибетской медицины имеет некоторые самобытные отличия от оригинала.