В иркутских соцсетях вот уже несколько дней «гуляет» любопытный документ за подписью замначальника ГУ министерства внутренних дел России по Иркутской области Валерия Никитина. Оно адресовано руководителям отделов ведомства и начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне.
В этом письме всем сотрудникам правоохранительных органов бурятской национальности предлагают стать донорами и приглашают в Иркутскую областную станцию переливания крови.
- Цель этого мероприятия – пополнение запаса донорской крови и отбор для российского регистра доноров стволовых клеток в связи с выявленными уникальными особенностями ДНК у лиц бурятской национальности, которые не встречаются у других народностей, – говорится в обращении.
В бурятском сегменте Facebook развернулась бурная дискуссия на эту тему. Конечно, больше всего наших земляков интересует, о каких именно уникальных особенностях ДНК идёт речь. Увы, об этом в письме нет ни слова. Отдельные «фейбучане» попытались внести какую-то ясность в ситуацию.
- По себе знаю, что у бурят нет проблемы совместимости по резус-фактору и группе крови – в отличие от других, – отметил один из интернет-пользователей.
- Чтобы трансплантация костного мозга прошла успешно, крайне важно определить наиболее подходящего донора – самого пациента, его родственника или донора, не являющегося родственником. У бурят уникальная генетическая особенность, поэтому производится подбор только у доноров бурятской национальности, – пояснил другой.
Напомним, минувшей зимой жителей Бурятии также призывали «пополнить» регистр доноров костного мозга. Зачастую для сотен людей с раком его пересадка – единственный способ выжить. Необходимость в такой операции может возникнуть при лечении лейкозов, опухолевых и некоторых генетических заболеваний, а также апластической анемии, рассказали тогда в министерстве здравоохранения республики.
- Донорство костного мозга заключается в том, что человек предоставляет небольшую его часть для пересадки больному. В ходе взятия материала для трансплантации донору вводят лекарство для анестезии, делают проколы тазовой кости специальной иглой и набирают в шприц нужную порцию костного мозга, – пояснили в пресс-службе ведомства.
Есть и другая методика – сбор так называемых гемопоэтических стволовых клетов (ГСК), находящихся в циркулирующей по сосудам крови. В обоих случаях организм восстанавливается недолго. Это безопасно для здоровья, а осложнения крайне редки.
К слову, на самом деле костный мозг – вовсе и не мозг. К головному и спинному он не имеет никакого отношения. В нём нет нервных клеток. Этот важнейший орган кроветворной системы находится в костях и состоит из стволовых клеток (которые умеют «превращаться» в любые другие клетки крови), а также из созревающих, молодых. Многие из нас видели костный мозг – в супе, внутри «мозговой косточки». Так он выглядит после термической обработки. А вот живой костный мозг – не серо-желтоватое желе, а тёмно-красная вязкая жидкость.
Некоторые болезни крови (включая лейкемию) можно вылечить, полностью обновив человеку систему кроветворения. Для этого собственный костный мозг пациента уничтожают химическими препаратами, а на его место «пересаживают» донорский. На самом деле это не хирургическая операция – донорские стволовые клетки просто переливают в вену, как кровь. А дальше они сами находят путь по сосудам в кости.
Для успешной трансплантации ДНК донора должна совпадать с ДНК реципиента в тех участках, которые отвечают за отторжение – так называемых генах тканевой совместимости. Эти участки длинные и крайне изменчивые, поэтому найти подходящего донора очень трудно. В среднем для этого нужно обследовать тысячи человек.