Восточно-Сибирское речное пароходство (далее – ВСПР) спустило на воду уникальный танкер-бункеровщик – экологическое судно проекта RT37, которое создаётся специально для Байкала. Его строительство ведётся на площадке ремонтно-отстойного пункта «Чертугеевский» в соседнем Иркутске и завершится к 31 октября. На эти цели из федерального бюджета выделили 625 миллионов рублей, сообщили накануне в пресс-службе Минтранса Бурятии.
Решение запустить такой «экокорабль» на Байкале приняли ещё два года назад – после заседания межведомственной рабочей группы под председательством руководителя Росморречфлота Виктора Олерского, которое состоялось в Улан-Удэ. В ведомстве пояснили, что судно будет курсировать по озеру, заходя в места наибольшего скопления флота, сжигать мусор и перерабатывать нефтесодержащие воды. Оно способно принимать как жидкие, так и твёрдые отходы, а также канализационные стоки и нефтепродукты с других судов плюс очищать и сбрасывать уже чистую воду.
- Это позволит значительно сократить количество нефтесодержащих и сточных вод и сухого мусора, загрязняющих Байкал, – подчеркнули в Минтрансе.
Там напоминают, что сегодня приём нефтесодержащих и сточных вод на Байкале осуществляет только станция комплексной переработки судовых отходов «Самотлор», эксплуатируемая ВСРП. На данный момент на озере зарегистрировано более семи тысяч единиц маломерного флота.
- В период навигации на него сдаётся примерно 700-800 тонн нефтесодержащих и сточных вод. Этого недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства. К тому же «Самотлор» расположен далеко от северных районов озера, где сброс подсланевых и бытовых вод находится вне контроля, – добавили в министерстве.
О появлении целого экологического флота на Байкале стало известно три года назад – в июне 2016-го. Этот вопрос даже обсуждался на заседании по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сообщалось, что его разработкой займутся профильные ведомства, а деньги будут выделяться из федерального бюджета – в рамках государственных и федеральных целевых программ.
Создать первое подобное судно, перерабатывающее отходы в топливо, собирались ещё в 2014-м. В экологический корабль планировалось переоборудовать катер типа «Ярославец» под названием «Трофим Яскин».
- На корабле будет двигательная установка, которая займётся переработкой подсланевых и фекальных вод, – писал сайт «Пронедра». – Также будет установлен утилизатор твёрдых бытовых отходов, который не требует разделения отходов по классам.
Для мониторинга экологической обстановки хотели задействовать беспилотный летательный аппарат. Владельцы экологического корабля заверяли, что «Трофим Яскин» станет экологическим флагманом российского флота. Стоимость переоборудования судна и разработки соответствующих установок тогда оценили в 12 миллионов рублей, а двигательную установку для переработки отходов в топливо – в 1,2 миллиона.