выборы
3699
2

Возможно ли «оранжевое» лето на выборах в горсовет Улан-Удэ?

Городской избирком отказал в регистрации многим самовыдвиженцам

Фото: russianstock.ru

После нашумевших задержаний участников несанкционированных митингов в Москве в поддержку независимых кандидатов в депутаты гордумы, которых отказались зарегистрировать, улан-удэнцы задались вопросом: возможно ли такое в Улан-Удэ? 

Пока мы видим, что наш городской избирком отказал в регистрации многим самовыдвиженцам. При этом многие из них объективно сильные и конкурентоспособные. И это еще не все. Вероятно, список не прошедших регистрацию будет только пополняться – окончательные данные мы узнаем только 6 августа. Спровоцирует ли это волну протестов, как в Москве? 

По данным избиркома Улан-Удэ, всего выдвинулось 186 кандидатов.  Как мы уже писали ранее, местные отделения партий ЕР, КПРФ и ЛДПР выдвинули своих кандидатов на каждый округ. Большую команду выставили «Справедливая Россия» и «Яблоко». При этом подписи из вышеперечисленных партий надо собирать только кандидатам от «Яблока» (10 человек) и «Казачьей партии» (3 человека). Остальные партии освобождены от сбора подписей, как имеющие фракции в Народном Хурале или Госдуме. Также подписи необходимо собрать самовыдвиженцам (54 человека). 

На сегодня зарегистрировано уже 117 кандидатов, большинство из них члены «Единой России», БРО КПРФ и ЛДПР, СР и КПСС. Самовыдвиженцев, прошедших регистрацию, пока пятеро: Николай Ситниченко, Саян Будаев и Людмила Григорьева; двое, Жаргал Цыбиков и Валерий Амагыров, представляли в горсовете фракцию ЕР, так что их можно назвать «самомедвеженцами». 

Зачем нужны подписи?

По сути, подписи нужны, чтобы удостовериться, что этот горожанин идет на выборы с серьезными намерениями и его уже поддерживают жители округа. Но на деле оказывается, что кандидатов могут снять за формальность – неправильно оформленный бланк, например.  Подобные отказы в регистрации уже спровоцировали митинги в Москве. Активисты уверены, что кандидатам отказывают из-за того, что они конкурентные, тем самым расчищая путь к заветному портфелю их оппонентам. В столице России, по разным оценкам, вышли протестовать от 3 до 5 тысяч человек. Митинг был несогласованным, поэтому окончился массовыми задержаниями. В Бурятии же скандал только назревает. 

Как сообщили «Информ Полису» в городском избиркоме, по данным на 29 июля в регистрации отказано девятерым «самодвигам». Пока это малоизвестные Дмитрий Тесленко, Антон Сульженко, Ольга Чернецкая, Игорь Молоков, Леонид Емельянов, Денис Леонов («Казачья партия»), Сергей Кузьминов, Екатерина Галактионова, Алдар Галсанов. Но, как нам стало известно, этот список пополнило известное лицо – депутат уходящего созыва горсовета, самовыдвиженец Дмитрий Беспалов. 

Утром 31 июля поступила информация, что регистрацию не прошел представитель «Яблока» Алексей Семенов. 

- Все 52 подписи признали недействительными, то есть все мои соседи, друзья, все, кто подписался за меня – их просто не существует, - заявил Семенов в своем видеообращении в соцсети. 

- Это очень печально, тем более, что Алексей не один. Избирком зарубает всех наших кандидатов. В понедельник мы проведём пресс-конференцию на эту тему, - написала у себя на страничке в Facebook Евгения Балтатарова, которая поддерживает кандидатов от партии «Яблоко». 

Популярные фамилии

Если посмотреть внимательнее на тех, кто уже прошел, и тех, кому еще не отказали в регистрации, возникает интересная картина. Так, на 20-м округе выдвинулось целых два Жаргала Цыбикова. Один из них – директор МУП «Водоканал», депутат уходящего созыва. Только почему-то от другого округа. Чем ему не угодил округ 29, интересы чьих жителей он представлял целых четыре года, неизвестно. Но теперь «повелитель воды» захотел выдвинуться по 20-му. И не он один. Жаргал Цыбиков-2, генеральный директор ООО «Милан», тоже захотел стать депутатом именно здесь. 

Чтобы окончательно запутать жителей округа, здесь же, кроме двух Цыбиковых, выставляются три (!) Егоровых и два Соколовых. Правда, пока жернова регистрации прошли только по одному представителю популярных фамилий. 

В политике такой способ – выставлять конкурента-однофамильца – называется «спойлер». Он призван «оттянуть часть голосов». Конечно, мы не можем утверждать, что во всех трех парах однофамильцев на округе есть спойлеры. 

Акцент на фамилию, только в другом смысле, сделает и один из кандидатов от КПСС – ни много ни мало, а сам Грудинин. Однофамилец российского политика Дмитрий Грудинин зарегистрирован по округу № 15. Он наверняка станет серьезным конкурентом Валерию Шагжитарову в том числе из-за знаменитой фамилии. 

Тяжеловесы и леди

Увлекательная битва за мандат ожидается на 16-м округе. Здесь аж девять человек на место. Среди них весьма интересные личности: медиа-магнат Сергей Бурдиков, инспектор УГИБДД Саян Будаев, бизнесмен и меценат Лев Бардамов и другие. Пока регистрацию не прошли только Бардамов и еще один самовыдвиженец Александр Хантаев. 

В числе немногих самовыдвиженцев, прошедших регистрацию, оказалась доцент БГУ Людмила Григорьева на 28-м округе. Конкуренцию ей составят «политический тяжеловес» Валерий Амагыров и бизнесмен Самбу Чагдуров. 

Другие «тяжеловесы», не прошедшие праймериз «Единой России», – депутаты горсовета Александр Барданов и Сергей Супоня. Первый, по данным избиркома, документы не подал, «уступив» место новичкам. На его 23-м округе ЕР представляет Руслан Агеев, КПРФ – Елена Вахрушкинова, ЛДПР – Александр Мангатханов. 

Второй депутат, Сергей Супоня, проиграв праймериз ЕР, подался самовыдвиженцем по этому же 7-му округу. Праймериз он, кстати, проиграл с разгромным счетом гендиректору АТВ Дмитрию Турченюку. 

Смело можно назвать «женским» округ № 17. На сегодня там зарегистрировано три представительницы прекрасного пола: Долгор Норбоева (ЕР), Любовь Унагаева (ЛДПР), Нина Хандарова (КПРФ). Возможно, компанию им составят еще одна женщина – Татьяна Никитина, журналист «МК», и двое мужчин – Валентин Беседин (исполнительный директор «Байкал-Экспо») и юрист Борис Бодиев. Пока все трое в ожидании комиссии. 

Омоложение политиков

Зарегистрированные кандидаты начали первую волну агитации. Появляются баннеры, листовки, материалы в СМИ, встречи с избирателями. В целом сейчас можно наблюдать стремительное омоложение политических сил. Среди кандидатов преобладают люди 80 – 90-х годов рождения. Особенно отличилось в этом плане БРО ЛДПР – на 26-й округ «соколы» выставили своего самого юного соратника – Руслана Кожевникова, 1999 года рождения. Двадцатилетний «жириновец» будет конкурировать со «справедливороссом» Геннадием Бадмаевым, который одновременно баллотируется в мэры Улан-Удэ. 

Такое «омоложение» политиков хорошо, но может обернуться и тем, что оно уйдет в активную оппозицию. В Бурятии она системная и, как показывает начало этих выборов, подконтрольна власти республики. Исключением может стать разве что местное «Яблоко», которое возглавила яркая личность, панк-рок-певица Наталья Семенова. Она на сегодня единственная, кто сможет стать публичным политиком городского уровня, даже не пройдя через выборы. Учитывая неординарность лидера местных «яблочников» и их список в горсовет, можно ожидать нестандартного митинга протеста. Остальные самовыдвиженцы малоизвестны и слишком разобщены, чтобы организовать даже один митинг протеста. И уж тем более устроить «оранжевое» лето. Любитель одиночных пикетов Алексей Карнаухов не в счет. Он даже свое неумение собрать подписи на выдвижение в мэры выставил как происки врагов. Так что если недопущенные «яблочники» и устроят своеобразный майдан, то «на штыки» картинно бросаться будут разве что фрики. 

Пять партийцев и один «самодвиг»

На фоне горсоветовских выборов мэрские кажутся идиллией. На 30 июля зарегистрированы все пять партийных кандидатов, которые не утруждались сбором подписей. Напомним, что это Багдаев от КПСС, Мархаев от КПРФ, Чимитов от ЛДПР, Хандархаев от ГП и Геннадий Бадмаев от СР. Шутенков формально самовыдвиженец, хотя партия власти даже не скрывает, что помогает ему. Это первые выборы в республике столь высокого уровня, где нет кандидата от «Единой России». 

На первый взгляд основная борьба разворачивается между ставленником властей республики Игорем Шутенковым и лидером местного КПРФ Вячеславом Мархаевым. Но если приглядеться, Шутенков умело использует свой статус и. о. руководителя администрации Улан-Удэ, поэтому и доминирует в информационном поле. Он владеет инициативой, активен, быстро учится, хороший хозяйственник. Но Шутенков явно менее харизматичен и политически опытен, чем Мархаев. К тому же представителю власти приходится бороться не только (и даже не столько) с Мархаевым и другими оппонентами, сколько с растущими протестными настроениями и негативной федеральной повесткой. 

Красная классика

На наш взгляд, Мархаев может победить только при условии резкого скачка протеста. Возможные причины для этого: злоупотребление административным ресурсом, негативные последствия мусорной реформы, недовольство компанией «ЭкоАльянс», пугающие пожары и наводнения, массовые акции протеста в Москве и крупных городах. Неизвестно какие сюрпризы преподнесет  якутский шаман, идущий пешком в Москву проклинать Путина. Без наличия этих факторов Мархаев, как представитель системной оппозиции, не станет «переступать черту»  и выводить на улицы тысячи людей. Пока же его команда ведет классическую кампанию с умеренным акцентом на негативной федеральной повестке. 

Активный оппозиционер

Помимо Мархаева в активной оппозиции кандидату от власти находится Мункожап Бадмаев. Пока он не оказывает заметного влияния на ход кампании. Однако намерен активно влиять на результат и обладает необходимыми для этого ресурсами (в первую очередь финансовыми). Мункожап Бадмаев сдал  вечером 27 июля в избирком максимальное количество подписей – 1612. При этом, как утверждают наблюдатели, в запасе у Мункожапа Бадмаева было еще несколько тысяч подписей. После этого стало ясно, почему среди его соперников появился однофамилец Геннадий Бадмаев. По нашей информации, он выдвинулся в мэры под «кнутом и пряником». Кнут – проблемы в бизнесе, пряник – кресло председателя горсовета. Остался вопрос: почему Геннадия Бадмаева выдвинули не «единороссы», а «эсеры»? Возможно, что им посулили кресло сенатора, которое мог освободить Вячеслав Наговицын, перейдя в Счетную палату. Но, по нашей информации, экс-глава Бурятии не перейдет на работу к своему протеже Алексею Кудрину. 

Еще один выдвиженец в мэры, рекордсмен по партийным перебежкам Евгений Меньшиков не стоил бы упоминания, если бы внезапно не собрал и даже сдал подписи в избирком. Учитывая, что Меньшикова не взяли в штабе Мархаева, остается только догадываться, кто помог ему преуспеть там, где не смогли более известные и опытные Евгения Балтатарова и Алексей Карнаухов. На вечер 30 июля шла проверка подписей за выдвижение Меньшикова. Подписи за Мункожапа Бадмаева начнут проверять 31 июля. Интрига – допустят его или нет - протянется до 7 августа. 

Как видим, для всех участников текущая кампания нечто большее, чем выборы мэра и городских депутатов. Практически всеми она рассматривается в качестве подготовки к следующим выборам главы Бурятии. Власти важно удержать контроль над столицей региона, а оппозиции – создать негативную повестку на ближайшие два года.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях