В Бурятию 26 июля приехали Жак Менаше и Алексей Юренев – журналист и фотограф «Нью-Йорк таймса». Они путешествуют по России, чтобы набрать материал для своей книги.
Алексей родился в Москве и иммигрировал в США в 2002 году, где занялся фотографией. Жак является автором документальной книги-очерка «Афганистан, или Угроза свободы» (2008).
60 городов
Перед началом путешествия Алексей прибыл в столицу России, откуда вместе с Жаком они прилетели во Владивосток. Официально их путь начался 8 июля. За это время они остановились в 19 населенных пунктах, пообщались с местными жителями, а 20-м стал Улан-Удэ. В столице Бурятии они встретились с бурятским рэпером Alihan Dze (Алдар Дугарон) и взяли у него интервью.
- В целом у нас на карте намечено 60 остановок, но мы не уверены, что полностью этот план выполним. Мы начали проезжать места, потому что очень много однообразия. Как только мы считаем, что у нас достаточно репрезентации всего региона, едем дальше, чтобы не терять время и захватить другие интересные истории, города, - сказал Алексей.
Он отметил, что интересуется хип-хопом. Фотограф узнал, что в Улан-Удэ существует хип-хоп сцена, и попросил знакомую из Москвы связать их с артистом. Так они вышли на Alihan Dze.
- Мне это очень интересно. Региональный рэп, своя культура. У нас нет цели посетить все туристические точки и говорить о том, что все знают. Хочется копнуть чуть поглубже, узнать о жизни сегодня из уст людей, занимающихся культурой, историей, чем угодно. Мы хотим измерить «температуру страны» и узнать, кто здесь живет, - подчеркнул он.
За пределами МКАДа
По словам Алексея Юренева, идея написания книги пришла из-за того, что в мире люди не знают практически ничего про огромную страну – Россию. Он связывает это с языковым барьером.
- Оказалось, в городах на западе России никто ничего не знает про восточную часть. В Москве нам говорили такие вещи про Забайкалье, что это самое опасное место. А оказалось, что здесь живут самые доброжелательные люди. То есть люди не знают, что происходит за пределами МКАДа. Нам становится даже еще интереснее рассказать про Россию, показать общую картину не только для запада, но и для самой страны, - добавил фотограф.
Жак и Алексей рассказали, что название книги пока не придумали, так как хотят увидеть реальную Россию.
- Сам процесс документальной практики заключается в том, что ты работаешь без предрассудков. Когда все снимем, посмотрим на материал, и исходя из этого будет название, а не из того, что мы надумываем. Если назвать книгу «Россия», то может оказаться, что она вообще не про это. На основе путешествия по Забайкалью можно назвать книгу «С востока на запад», - пошутили они.
По их словам, их очень интересует духовная составляющая России, так как представлено много религий, вероисповеданий, практик.
- В каждом новом месте мы находим духовного человека и просим благословить наше путешествие, прочитать нам астральную карту. Знахарку и астролога попросили погадать нам, как пройдет наше путешествие. У них мнения сошлись, что все будет хорошо. Надеюсь, они были правы, - смеется Алексей.
Жак Менаше отметил, что ему очень интересна восточная часть страны, в том числе Бурятия.
- Бурятия отличается в этническом и культурном плане от всех других регионов, которые посетили. У нас сложилась картина, что Бурятия – это место пересечения многих культур, религий, где все живут в какой-то гармонии. Для нас это совершенно необычно, - поделился он.
Рэп-гид
Alihan Dze рассказал журналистам «Нью-Йорк таймса» практически все про Бурятию.
- Алдар может быть краеведом. Он рассказал про местную историю, культуру, рэп, религию, историю местного криминала, про то, что было раньше и что сейчас, откуда пришли буряты. Мы узнали очень многое для себя из уст человека, который живет здесь. Это крайне важно, - поделился Алексей. – Раньше мы ничего не знали про Бурятию, нашли поверхностную информацию в Интернете, так что пришли сюда не совсем профанами. Но сейчас, конечно же, узнали намного больше. Главная цель нашего проекта – увидеть все своими глазами и передать это через визуальный и письменный язык.
После того как они день провели в Улан-Удэ, отправились в Горячинск. Затем вернулись в столицу Бурятии, чтобы посетить дацан, пообщаться с шаманами и углубиться в культуру.
- Мы хотим пообщаться с большим количеством людей, услышать какие-то истории. Мы только-только заходим в историю этого региона, - добавил Алексей. – Из Бурятии мы отправимся на поезде в Иркутск и потихоньку доберемся до Санкт-Петербурга через Москву. В некоторых городах у нас есть наводки на людей, у кого можно взять интервью. Но обычно в каждом месте мы спрашиваем, знают ли они кого-то на следующей остановке. У нас все довольно интуитивно и случайно, плана нет и предрассудков тоже. В конце материалы соберутся в пазл, который мы соберем в книгу.
Достоверность
В конце Алексей отметил, что западные медиа переживают кризис достоверности информации, что там человек, как гражданин и свидетель, является большим голосом, чем СМИ.
- Если у человека есть несколько тысяч подписчиков в соцсети, то его слова считаются более достоверными и интересными с точки зрения получения информации. Мне кажется, сейчас журналисты должны работать вместе с населением. Все равно полной объективности не существует, но так можно показать другую сторону из уст самого человека, не перефразируя. Сейчас происходит революция во всех планах, речь идет о достоверности информации. Не только текста, но и визуальной информации. Что такое правда? Что такое настоящее изображение? Как мы можем доверять этому? Действительно, нужно задаваться этими вопросами и думать, как доносить информацию до зрителя, слушателя, читателя наиболее достоверно, так как много разных путей есть, - сказал он.
Справка
The New York Times («Нью-Йорк таймс») - американская ежедневная газета, издающаяся в Нью-Йорке с 18 сентября 1851 года. Вторая по тиражу газета в США после The Wall Street Journal и 39-я в мире. Как и большинство американских газет, была создана как региональное издание, что не помешало ей стать одной из влиятельнейших газет мира. Веб-сайт «Нью-Йорк таймс» считается одним из самых популярных новостных сайтов с посещаемостью 30 миллионов человек в месяц. Слоганом газеты является фраза «У нас все новости, которые можно напечатать». Впоследствии, с появлением сайта «Нью-Йорк таймс», этот слоган пришлось переделать в «У нас новости, на которые вы кликаете».